Чеченский и ингушский языки очень близки. Их относят к нахской ветви нахско-дагестанской языковой группы.
Самоназвание чеченцев – «нохчий».
Чеченцы – экзоэтноним, данный русскими по названию селения Большой Чечень (ныне – Чечен-Аул, с 2020 года находится в составе городского округа Аргун).
Ингуши – тоже экзоэтноним. Он произошел от названия селения Ангушт, где в 1770 году был подписан договор российского посольства с местными жителями. В русских источниках XIX века ингушей нередко относили к чеченцам.
Самоназвание ингушей «галгай».
В 1930-е годы для обозначения нахских народов этнографами используется термин вайнахи (от слов «наши люди» или «наш народ»).
В настоящее время он получил широкое распространение как общее название двух братских народов – чеченцев и ингушей. Равнозначным ему является понятие нахские народы.
Историческая родина нахских народов – Закавказье.
Их представители составляли важную часть войска грузинских царей. В родословных чеченских тайпов говорится о приходе их родоначальников с юга и расселении затем с запада на восток.
Возможно, так в народной памяти сохранились события XIII – XIV веков, когда предки чеченцев и ингушей могли быть направлены правителями Грузии в ущелья северного склона Большого Кавказского хребта для защиты горных перевалов (прежде всего Дарьяльского прохода) от вторжения вражеских полчищ со стороны Северного Кавказа. При этом часть нахских племен осталась в Закавказье. Их потомки (чеченцы-кистинцы) до сих пор живут в Панкисском ущелье Грузии.
В предгорьях Северного Кавказа каждое воинское подразделение заняло определенную территорию со своей горой. Оно образовало поселение и составило тайп – общину воинов.
В названиях тайпов были отражены особенности задач, выполнявшихся этими подразделениями и вооружения и доспехов, которые у них имелись. Например:
Ширдой – пращники;
Гилахой – конники;
Пхьярчхой – лучники;
Бавлой – башенные люди.
Тайпы объединялись в более крупные военно-территориальные объединения – тукхумы. Вот их наименования:
Нохчмахкой, Терлой, Чебарлой, Шарой, Малхий, Шатой, Чиантий, Эрштхой.
Органом взаимодействия тукхумов был Мехк-кхел – совет старейшин страны.
Под влиянием Грузии среди предков чеченцев и ингушей распространяется христианство. На территории Джейрахского района Ингушетии сохранился древний христианский храм Тхаба-Ерды. Однако в XV– XVI веках эти народы вернулись к своим местным верованиям, и в Тхаба-Ерды собирался Мехк-кхел. Позднее среди чеченцев и ингушей начал распространяется ислам.
По поводу общественного устройства чеченцев этнограф К.Ф. Сталь сообщал, что у них «нет никакого следа аристократии, и чеченцы хвалятся тем, что они все равные, все дворяне и князей никогда у них не бывало... Чеченец расскажет вам свои родоначальные фамилии и тут же прибавит, что эти фамилии не княжеские и не владельческие, что все чеченцы равны между собою, все без различия дворяне, князей никогда у них не было и что чеченцы никогда и никем не были завоеваны».
#Кавказ #история #история северного кавказа #история народов северного кавказа #народы россии #история россии
Возможно вам будут интересны другие публикации канала по истории Кавказа:
Балкарцы и карачаевцы, они же – горские татары
Адыги: от христианства к исламу