Недавно Евгений Тепляков показал в своем жж "незаслуженно забытое интервью" от телеканала Россия - 24, которое почти никто не видел и никто не обсуждал. Если бы не ЖЖ Евгения, оно бы так и осталось незамеченным. "Специальный репортаж.Детство, отрочество, вуз", - так оно называется.
Но прежде я попрошу вас подписаться на мой канал: в связи с новой системой рекомендаций Дзена это стало необходимым условием, чтобы вы могли видеть публикации и дальше. Всем приятного чтения!
Что примечательно, так это то, что журналистку, которая его провела, Евгений Тепляков называет "адекватной". Очевидно, ее манера общения ему понравилась, однако вопрос к тем, кто все же видел это интервью: неужели вам действительно кажется, что журналистка на стороне Евгения?
Эпилог: вопрос об экзамене
Я всегда уделяю большое внимание тому, с чего начинается сама передача. А эта, напомню вам, была снята уже после первого экзамена Алисы, который она сдала неудовлетворительно.
"Ну как, Алиса, ты знаешь, на что ты сдала экзамен?" -"Знаю". "И тебе нравится это?" - "Нравится". На момент выхода интервью все уже говорили не о том, что Алиса сдала ЕГЭ, а о том, как она не сдала первый экзамен в МГУ.
Так почему же журналисты поставили на превью именно эти кадры? Быть может, это некоторый намек со стороны журналистов на двойные смыслы обучения в МГУ?
Экспозиция: бывший вундеркинд и современный педагог
Тут же мы видим и Ирину Полякову - девочку, в советское время поступившую в МГУ в 13 лет, которая говорила о своем психологическом состоянии в детстве. Все ее детство - это дилемма между двумя способами самоидентификации: между пониманием того, что она является умной и уникальной, единственной в своем роде и сомнением в том, что с ней что-то не так, ввиду того, что общество ее не понимает и ее ровесники не хотят с ней взаимодействовать.
Вместе с этим на экране появляется педагог, который задает очень важный вопрос: "Скажет ли ребенок спасибо за такое детство?". Как и полагается, вопрос риторический, а потому остается без ответа.
Поведение Евгения Теплякова в процессе интервью
Нам сейчас не очень важно, какой Евгений Тепляков в действительности - важно то, каким показывают его на данном интервью, потому что мы анализируем именно интервью, а не всю жизнь Евгения.
Беседы с журналистом проходят на улице или в библиотеке. Евгений одет в пляжную растянутую футболку и классические шорты. Внешний вид его неофициален. Выглядит Евгений спокойным и убедительным, но тем не менее назидательные нотки в адрес преподавателей, МГУ и различных скептиков в его речи присутствуют.
"Все хотят тестировать, а не научить", - так или иначе Евгений постоянно употребляет эти слова.
Акценты в речи Евгения на отказах со стороны МГУ
Так или иначе Евгений акцентирует внимание на обучение в МГУ, критически его оценивая. "Ребенка долго допрашивали", - именно такое слово употребляет папа Алисы Тепляковой. Согласитесь, звучит так, будто шел не экзамен у преподавателя МГУ, а беседа в ином месте. "МГУ отказался нас учить," - констатирует Евгений.
В первую очередь, обратим внимание на слово "нас". Почему нас, а не Алису? Будто бы Евгений точно так же учится в МГУ, как и его маленькая дочь, или же идентифицирует себя с ней как единое целое?
Насколько мне известно, официально МГУ никого не отказывался учить.
Противопоставление МГУ и других экспертов в области образования
Противопоставляет МГУ и тех, кто проверял работу Хеймдаля, указывая на анонимность проверенной ими работы своего старшего сына. Кажется, сравнение не в лучшую пользу и так или иначе сквозит подтекст: МГУ оценил неправильно, потому что, знал, что Алиса - дочь Теплякова, а те, кто проверял ЕГЭ верно, потому что работа была анонимна.
Возникает предположение, что Евгений Тепляков не просто недоволен работой МГУ, он хочет уличить его в чем-то и имеет свою личную историю, которую хочет решить через ситуацию с собственной дочерью.
Папа не дает тестировать, но после уговоров Алиса с братом соглашаются прочитать считалку.
Попытка журналистки быть на стороне Теплякова
"На фоне зрелых одноклассников Ирина Полякова совсем еще девочка,"- такие слова звучат от корреспондента, бравшего интервью. На фото - маленькая Ирина и ее 17 летние одноклассники. Именно семнадцатилетних детей (они такими являются) Евгений Тепляков неоднократно на передачах, выходящих на ТВ, называет "взрослыми дядями и тетями".
Парадоксально, но журналистка практически повторяет те же самые слова Евгения, но только другими словами. Что это? Неужели действительно молодая женщина так считает (семнадцатилетние первокурсники - уже зрелые люди?) или же это попытка вызвать доверие Евгения и "говорить его языком"?
Неоднозначные фразы журналиста в процессе интервью
Тем не менее, фразы, которые были произнесены журналистом, в том числе имеют и двойственное значение. По крайней мере, такими могут показаться обычным зрителям.
"Это не Тепляковы опережают - это система отстает",- одна из самых ярких фраз с небольшим интонационным акцентом на последнее слово. Действительно ли, может быть так, что не правы все, кроме семьи Тепляковых, и именно они (Тепляковы) являются самыми что ни на есть обычными, а все остальные - отстающими.
"Готова ли школьная система к таким скоростям?" - еще одна неоднозначная фраза. Трактовать ее можно как угодно. И так, что современные педагоги не компетентны в обучении, и так, что современные дети не столь обучаемы, как дети Тепляковых.
Тем не менее, несмотря на то, что Евгений Тепляков назвал журналистку адекватной, так или иначе вопросы, которыми она задалась, лишь раскрывают проблему, а не закрывают ее.
Ставьте лайк, если статья вам понравилась, и смотрите другие публикации этого канала: