Мы начинаем серию рассказов о жизни знаменитого итальянского дизайнера-инженера одежды Массимо Ости - ставшего настоящей иконой для нескольких поколений, cоздателе культовых C.P. Company и Stone Island, инноваторе и революционере в мире мужской моды. Данный материал создан на основе перевода официальных изданий, посвященных Ости и Stone Island. Надеемся, что серия этих статей станет вдохновением и будет полезной для многих дизайнеров, и модельеров.
Массимо Ости родился и вырос в Болонье, Италия. Он всей душой любил этот город и на протяжение жизни практически не выезжал за его пределы. Был графическим дизайнером и работал в рекламном бизнесе. Карьеру в индустрии моды Ости начал в 1970-х годах, когда разработал и выпустил коллекцию футболок с размещенными на них принтами, напечатанными впервые методом шелкографии на ткани. Данный метод печати популярен и по сей день. Это была первая, но далеко не единственная инновация будущего революционера и новатора индустрии моды и текстиля.
После успеха первой коллекции Ости принимает приглашение разработать полную мужскую коллекцию и становится акционером компании Chester Perry, в дальнейшем переименованную в C.P.Company. Так начался большой путь дизайнера-революционера. Не стилиста или модельера… дизайнер одежды, а точнее инженера-дизайнера, который решает не только разработать дизайн одежды, но и выбрать все, начиная с сырья, которое необходимо приобрести, до его последующей обработки, до его конкретных функций.
Капюшон, убирающийся в воротник, двойные кнопки на запястьях для утяжки рукава, шнурки в капюшонах также для утяжки и защиты от ветра, и многое другое – это новаторские идеи Ости, которыми мы пользуемся до сих пор. Одним из основных открытий Ости было, конечно, окрашивание (garment dyed). Он мог покупать огромные партии одного сырья (материала) белого цвета и создавать из него совершенно различные цветовые решения. Гениальная, с финансовой точки зрения, идея. Во-первых, он договаривался о максимально выгодных условиях, во вторых – у него никогда не оставалось остатков, ввиду многообразия выпускаемых цветов. Все свободные и сэкономленные средства Массимо тратил на исследования, которым посвятил более 35 лет.
В 1970-е годы в обществе происходят серьезные культурные изменения: война во Вьетнаме, молодые хиппи, одетые в военные куртки, борьба за экологию и необходимость солидарности, свобода быть другим. Собственный личный стиль становится средством коммуникации.
Свое вдохновение Ости черпает в классической рабочей одежде и военной униформе: немецкой, английской, японской, русской и американской. К началу 1980-х годов у Ости была своя скаутская сеть в Европе и США, которые отбирали и покупали на рынках интересные экземпляры военной и рабочей униформы, и отправляли ему в Болонью. Именно военную униформу он изучает с особой глубиной, деконструирует отобранные экземпляры, чтобы понять секрет их материалов и функциональных деталей, которые в последствие он будет трансформировать в свои творческие решения.
«За функциональностью следует форма» - девиз Ости на протяжении всего его путешествия в индустрии моды.
Ему нравится творческий акт, каждая коллекция – это вызов и приключение, шаг в неизвестность, где всё будет подвергаться риску, раз за разом, каждые шесть месяцев. Новые материалы и новые идеи любой ценой, даже если розничные торговцы хотят те же самые вещи, которые хорошо продавались в предыдущем сезоне. На протяжении 80-х годов его студия рисует и проектирует во всех мельчайших деталях пять коллекций каждые два раза в год: 600 предметов одежды за сезон и не менее 1500 прототипов в год.
"Честер Перри был чем-то вроде большой студии графического дизайна, работающей с тканями, с фотолабораторией, принтером, шелкографией. Мы делали четырехцветные отпечатки, использовали новые красители и специальную обработку ксерокопией; ткань использовалась как газетная бумага. Я применил к своей новой работе свои особые способности графического дизайнера, добившись поразительных результатов с использованием процедур, которые никогда ранее не применялись на тканях. Это был первый раз, когда подобное было замечено в Италии и Я помню, что, чтобы убедить техника в типографии, мне пришлось самому печатать первые футболки" ( из интервью Массимо Ости Corriere della Sera, 26 февраля 1988 года).
В конце 60-х Массимо работает продавцом в Pirelli, но это работа, которую он считает стеснительной. По вечерам он посещает двухгодичные курсы коммерческой иллюстрации и после получения диплома в 1968 году вместе с несколькими друзьями открывает студию графического дизайна CD2. Массимо по вечерам придумывал проекты и новые изобретения, часто засиживаясь в офисе допоздна. В те годы все еще очень мало людей, которые работают в рекламе в Болонье. Здесь много пробелов, которые нужно заполнить, а Массимо - очень оригинальный художник-график. Он всегда мыслит нестандартно, и его предложения необычны и оригинальны. И это пользуется спросом.
"Для коммуникации и рекламы Болонья была пустыней", вспоминал Массимо в 1989 году: "небольшие компании не рекламировали себя, а более крупные тяготели к Милану".
Лусио Фести вспоминает: "Мы всегда были вместе и работали весь вечер, прежде чем, наконец, оказаться в каком-нибудь клубе, чтобы потанцевать или выпить, ожидая наступления утра. В один из таких вечеров нам пришла в голову идея рекламировать определенные туристические районы Болоньи, печатая их иллюстрации на футболках. В то время футболки с принтом на самом деле не существовали как часть итальянского гардероба, кроме тех, которыми пользовались фабричные рабочие, которые просто имели название компании, напечатанное на них. Мы послали около ста писем во все разные фирмы по туризму. Продажа наших футболок велась в ночных клубах и в магазине Байя в Сардинии три месяца в году. Туристов было мало, но они особенные. Однажды Клаудия Кардинале (секс-символ того времени) выходит с сумкой, полной наших футболок… У нас было достаточно успеха, чтобы в мае 1970 года принять решение основать новую компанию для производства первой коллекции Массимо из 30 футболок под названием Chomp!Chomp!. Для логотипа первой линии футболок Массимо предпочитает использовать мультяшный речевой пузырь и звукоподражание одному сердцу, укушенному другим."
Его рисунки состоят из ярких цветных фигур, либо вырезанных из кусочков атласа, а затем пришитых к футболке, либо напечатанных четырехцветным способом непосредственно на футболке. Он также использует технику "раздутой" печати в американском стиле, которая ранее использовалась только для названий команд на спортивных костюмах, для печати своих иллюстраций таким образом, чтобы имитировать вышивку тон в тон.
В 1969 году по просьбе компании Anna Sport из Кревалькор (Болонья), он проектирует графику для футболок из джерси с длинными рукавами, в то же время он также переделывает логотип бренда, переименовав его в Анну Гоббо, имя владелицы и дизайнера компании. Он выпускает серию поп-графики для лейбла, и они имеют немедленный и необычайный успех: продано более 30 000 футболок. Массимо продолжает работать таким образом в течение двух лет, отправляя свои рисунки клиентам, почти не встречаясь с ними до тех пор, пока в 1970 году Раймондо Каттабрига, совладелица Анна Гоббо приходит и предлагает ему, чтобы они вместе основали новую компанию по дизайну мужских футболок. Массимо соглашается. Так рождается бренд Chester Perry.
Chester Perry - это название компании, в которой работает Бристоу, главный герой этого одноименного комикса. Она была нарисована американским иллюстратором Фрэнком Диккенсом, который в 60-е годы также публиковал свои полосы в итальянском журнале «linus». После получения разрешения Диккенса использовать название, Массимо Ости по иронии судьбы дает своей первой швейной компании название воображаемой фабрики - FACTORY, где неизвестно, что производится, но где приоритет всех сотрудников, по-видимому, состоит в том, чтобы оставаться на работе с наименьшим количеством возможной работы.
Логотип Честера Перри, используемый в первых футболках коллекции S/S 1971 года - это фрагмент текста, выполненный золотым шрифтом на темно-синем фоне, с использованием того же шрифта, что и в комиксе. Позже Массимо разрабатывает логотип, вдохновленный военно-морским миром, его большой страстью. Он создает новую версию дизайна, в которой Честер Перри, теперь слегка измененный, помещен внутри стилизованной иллюстрации спасательного круга и обрамлен морским канатом. Затем этот логотип наносится трафаретной печатью на всевозможные аксессуары и рекламные товары, от зеркал в рамах до багажа и пакетов с жевательной резинкой.
Лусио Фести, который стал торговым представителем компании, вспоминает: "Массимо, опираясь на свой опыт графического дизайнера, сразу же создал отличительный стиль общения для своей компании: игрушечный автомобиль, плакаты с поп-графикой и зеркало с печатными логотипами для подарков владельцам магазинов – все это имело большой успех".
Архив коллекций Chester Perry был уничтожен во время пожара, который опустошает весь склад C.P.Company в 1981 году, оставив нетронутыми очень немногие фрагменты из своего архива.
В конце 60-х годов то, что сейчас известно как футболка, на самом деле не существовало в Италии. В мужских гардеробах того времени можно было найти шерстяные футболки для зимы и хлопчатобумажные майки для лета - предметы одежды, которые считались формами нижнего белья. Люди по-прежнему одеваются в жесткую облегающую одежду и материалы, окрашенные исключительно в виде нитей или кусков полотен, с обильным использованием новых синтетических тканей, которые только усиливают стандартизированный плоский вид одежды. Массимо входит в мир моды как неофит и инстинктивно переворачивает его с ног на голову. Ранние инструменты его повседневной практики - это те, которые он приносит из своей студии графического дизайна: калька, чернила, шелкография.
В течение первых четырех сезонов, начиная с 71-го к 73-му Chester Perry в основном производит футболки с использованием техники трафаретной печати и становится лидером итальянского рынка. После этого он начинает производить куртки, брюки, рубашки… И, поскольку Массимо обладает духом первопроходца и умом продюсера, всего за несколько лет он радикально меняет производственную структуру компании, совладельцем которой он является, и перестраивает ее по своему образу и подобию. Он делает ее способной экспериментировать напрямую и независимо от кого-либо, в соответствии с графиком, финансами и условиями, которые ему требуются. Его приказы таковы: "Организуйте творческое развитие". Метод работы уникален и скрупулезен: внутренняя исследовательская студия, а также лаборатории печати и окрашивания позволяют ему приступить к реализации продукции с уникальными характеристиками. Chester Perry становится лабораторией изобретений.
Первым из этих изобретений, как с точки зрения хронологии, так и важности, является крашение одежды, которое будет развиваться и совершенствоваться на протяжении всей его карьеры. Вторая инновация заключается в появлении совершенно нового жанра зимней верхней одежды: "городской пуховик". Изобретение, которое также является свидетельством его смелого творчества, приносит с собой коммерческий успех, достаточно значительный, чтобы открыть новые горизонты для компании и ресурсы, которые можно посвятить самому мощному двигателю Массимо: исследованиям.
Он применяет эстетические приоритеты к производственным процессам. Он использует более свободные объемы и облегчает движение. С самого начала мода для него - это то, что вы носите с комфортом. Тем временем он продолжает сотрудничать с Анной Гоббо, чья компания на тот момент была приобретена компанией Chester Perry. На самом деле именно она первой учит его основам работы модельера, она вспоминает:
"Кто бы ни пришел в Chester Perry в то время, он был свидетелем, что для человеческих отношений не существовало другой компании, подобной нашей. Один веселился, один подшучивал над другими, и один добился успеха".
Его коллегами, помимо акционеров, являются Карло Грация, - внешние глаза Массимо, который не любил уезжать из Болоньи, Лоренцо Кампиани и первые агенты, выбранные из его группы давних друзей: Лусио Фести, Бето Бруцци и Пьеро Фурлани.
На этом наша первая часть рассказа истории о Массимо Ости подошла к концу. Продолжение следует...
#мода #стиль #массимо_ости #stone_island #cp_company #бренды #технологичная мода
Мой TG-канал: https://t.me/sasha_not_sorry
Моя запрещенная в РФ соцсеть: https://www.instagram.com/sasha_not_sorry/