28,4K подписчиков

JBL Paragon // Сериал, эпизод 10

791 прочитал

Современные продукты JBL, как правило, ассоциируются со студийными мониторами и прочими профессиональными излучателями, а не с геркулесовыми творениями пятидесятых и шестидесятых, которые закрепили JBL в сегменте винтажного High End. Тем не менее, образуя люксовую аудио нишу, колонки JBL Hartsfield, Paragon и Metregon были нацелены создавать превосходный звук, который соответствовал бы их искусно выполненным дизайнерским кабинетам.

АС JBL Paragon, 1957 г.
АС JBL Paragon, 1957 г.

Разработанный Арнольдом Вольфом (ставшим президентом JBL в 1970 году) вдохновляемым Ричардом Рейнджером, Paragon были самыми дорогими и роскошными колонками своего времени, стоившими в 1958 году колоссальные 1830 долларов США. На их изготовление требовалось 112 человеко-часов, на выбор предлагалась отделка из: дуба, ореха, красного дерева, березы, тика, палисандра, черного дерева и античного белого цвета. JBL выпускали «Парагоны» около двадцати пяти лет, а на заводе под их производство было выделено отдельное пространство.

Взывая ко вкусам эпикурейцев (и их кошелькам), Paragon обладали совершенно уникальным подходом к передаче звука, который делает их чрезвычайно ценным предметом коллекционирования среди сегодняшних знатоков аудио по всему миру. К тому же эти АС пользуются признанием в художественной тусовке: их представляли ​​в Художественном музее округа Лос-Анджелес в рамках выставки 2011–2012 годов «Калифорнийский дизайн, 1930–1965: жизнь по-современному».

JBL Paragon в интерьере тех лет
JBL Paragon в интерьере тех лет

При проектировании этих АС решались те же проблемы, которые ставились Bose, Klipsch и прочими, связанные с рассеиванием и направленностью звука. Особенно с появлением стерео – чтобы слушатель не сидел строго в центре между двумя динамиками. Стремясь создать когерентный звук, где бы вы ни находились в комнате, Ричард Рейнджер оптимизировал диффузию используя концепцию «рефракторной системы», в соответствии с которой звук драйверов преломлялся во внутренних изогнутых поверхностях, создавая внушительное звуковое поле, независимо от того, где находился слушатель.

JBL D44000 Paragon в горизонтальном разрезе
JBL D44000 Paragon в горизонтальном разрезе

Из всех изменений аудио 1960-х, будь то футуристичные Space-age капсулы, маркетинг, спекулирующий холостяцкими грезами, полупроводники, дешевый экспорт и разной степени коммерческая посредственность, настоящими буревестниками грядущих изменений в сфере, казалось бы крепко стоящего на своих ногах хай-энда, стали акустические системы JBL Paragon и аналогичные им. В конечном итоге в следующем десятилетии это приведет к появлению настоящего High End звука.