Россия – Африка в новых условиях
Вполне очевидный факт – нашу страну пытаются задавить экономически. Понятно, что это подталкивает нас к активной работе по поиску новых рынков сбыта, новых форм сотрудничества. Очень много необходимо выполнить в самые короткие сроки.
Хотелось бы остановиться на одном из пунктов новой повестки, который для тех, кто связан с российским бизнесом в африканских странах, известен давно и, все попытки разрешения которого, пока не дали никаких результатов.
Мы «приплыли»! Товарооборот со странами Африки, как и со многими другими, традиционно обеспечивался платежными средства в виде американского доллара и евро. Все работало, но многих такое положение не устраивало. Многие хотели бы обеспечивать торговые операции с использованием национальных платежных средств. Наиболее активно среди стран-членов САДК данный вопрос пытались решать предпринимательские круги ЮАР. Мне довелось поучаствовать в этом процессе, когда крупнейшие поставщики сельскохозяйственных товаров (цитрусовые, фрукты, овощи, виноград) пытались организовать получение оплаты за свои товары в рублях с последующей конвертацией в южноафриканский ранд и, в случае необходимости, которая также имеется, использовать получаемые рубли для приобретения в России минеральных удобрений. Если посмотреть на структуру двусторонней торговли между нашими странами, именно фрукты, включая цитрусовые, составляли в разные годы от 60 до 40 процентов от общего товарооборота. А это порядка 500-300 млн. долларов США.
Уже в мае должны начаться первые отгрузки фруктов из ЮАР. А вопрос оплаты, минуя всяческие, приводящие к удорожанию продукции для российских потребителей, «серые» схемы, не решен.
Российские банки, проявляющие интерес к этому вопросу, пытались установить прямые корреспондентские отношения с банками ЮАР. Однако, учитывая, что резервный банк этой страны практически полностью контролируется Европой и США, являясь, к тому же частной структурой, и именно его позиция до сих пор не позволила решить этот вопрос, без выхода на межгосударственный уровень надеяться на успех не приходится. Интересно, что в одном из интервью местной прессе президент ЮАР С. Рамафоза заявил, что решение подобного рода вопросов невозможно без национализации резервного банка. Значит ли это, что это тупик? Неужели наше совместное членство в БРИКС не способно облегчить решение надвигающейся проблемы? А если пофантазировать? Во-первых, один из самых значимых банков ЮАР – «Стандард банк» (Standard Bank) контролируется Промышленным и торговым банком Китая (Industrial and Commercial Bank of China). Может использовать резервную мировую валюту – юань? Или, может быть, совместно с китайскими партнерами убедить этот банк принять возможность взаимных расчетов в национальных платежных средствах? Умышленно не называю российские банки, которые проявляют интерес в работе в банковском секторе ЮАР. В частности, известно, что один из российских банков давно присматривается к возможности вкупится в уставной капитал одного из южноафриканских банков. Но процесс этот идет «ни шалко ни валко», а было бы правильно, наверное, активизироваться на этом направлении?
Не знаю, как в конечном итоге будет решен данный вопрос, который имеет значение не только для наших отношений с ЮАР, но и для развития отношений с другими странами не только африканского континента. Одно знаю точно. Отсутствие решений уже в этом году скажется на нашем с вами кошельке.