Наверное, все мы слышали слова о том, что девушку из деревни вывезти можно, а вот деревню из девушки — не всегда. Парадоксально, но с африканскими трущобами Кибера ситуация обстоит аналогичным образом. Кажется, будто жители сами не хотят лучшей жизни, настолько они привыкли к своим трущобам. Впрочем, давайте начнем по порядку.
В данный момент Кибера считаются самыми большими и населенными трущобами во всей Африке. Расположены они всего в каких-то пяти километрах от центра Найроби, что в Кении. И в данный момент в них по разным подсчетам проживает от 200 тысяч до 2 миллионов человек. Посчитать точнее просто невозможно — переписчики населения боятся заходить сюда, а международные гуманитарные организации попросту не могут своими силами пересчитать население, живущее буквально среди мусора. Некоторые дома расположены вверх по склону, к ним сложно пролезть, некоторые не выглядят жилыми — неясно, был ли вообще тут кто-то или здание давно пустует.
Но как же такие огромные трущобы (а это фактически мегаполис, если данные приблизительных подсчетов хоть в половину верны) образовались тут? Все просто. Во времена колонизации Африки сюда сгоняли коренное население из крупных городов, чтобы оно не смущало "белых людей". Сюда же шли солдаты, права собственности на землю в самой Кении у которых не было. Конечно, никакой инфраструктуры им предоставлено не было, как экономической помощи. Людей ссылали буквально в никуда. Вокруг была лишь гористая местность, где даже фундамент дома построить было невозможно.
Вот люди и селились как попало. Из глины и палок возводились первые домики, которые потом и переросли в целый мегаполис с узкими улочками и зашкаливающим уровнем преступности. Увы, но где бедность, там всегда криминал — жить-то на что-то местным надо. Вот они и ищут самый простой путь достижения своей цели. Да и можно ли их винить? Работы для них тут мало, продовольствия почти нет, медицина недоступна — люди фактически предоставлены сами себе, ведь даже правовой статус этих трущоб неизвестен. Кения скидывает с себя ответственность за них, поэтому и по сей день у людей нет ни воды, ни канализации.
Гуманитарные организации построили несколько общественных туалетов и общих душевых в Кибере, только вот это — капля в море. Все-таки на сотни тысяч, а то и миллион населения трущоб даже 10 общественных туалетов — это смешно. Жителям Киберы постоянно поставляют средства контрацепции и лекарства, вакцины от разных заболеваний и средства первой помощи, только вот зачастую люди не могут их принять — у них нет воды и еды, чтобы банальным образом запить таблетку или принять ее во время еды.
Местные домишки тут тоже постоянно разваливаются. Не имея возможность построить фундамент в гористой местности, люди вынуждены строить дома прямо на горах отходов и мусора, которые и служат им полом. Легкий профнастил улетает от ветра, разрушая и сам дом, и нанося вред ближайшим строениям. Но люди все равно живут тут и пытаются выжить. В первую очередь — благодаря помощи благотворителей. Им поставляют воду, еду и одежду — самые необходимые вещи в Кибере.
Но почему никто не может помочь этим людям? Неужели их нельзя как-то расселить и дать им шанс на лучшую жизнь? Можно. Но тут срабатывает та самая поговорка про девушку и деревню. Люди сами не дают себе помогать.
Так, модернизация домиков невозможна — строительство в трущобах слишком плотное. А на просьбы благотворителей очистить хоть небольшой участок земли под строительство, местные жители не реагируют. Все они держатся за свой клочок земли, не подпуская к нему чужеземцев.
Были попытки и построить новые дома на окраине Киберы, только вот из этой затеи ничего не вышло. Стоило на одну ночь оставить стройматериалы без присмотра, как их тут же растащили. Просто украли, не дав возможность строителям сделать хоть что-то. Акция провалилась.
Пытались трущобы и расселить. Более тысяче жителям давали квартиры в городе — небольшие, но комфортные: с канализацией, электричеством и минимумом мебели. Только вот предприимчивые киберийцы начали сдавать эти квартиры, оставаясь в трущобах. Поняв безвыходность ситуации, власти сдались, окончательно махнув рукой на этот район. Не хотят жить в лучших условиях, и не надо.
Впрочем, жить-то они в лучших условиях хотят. Только вот менталитет через колено не сломаешь. Для этих людей воровство и надувательство на протяжении долгого времени были единственным шансом на выживание. И тут нужна помощь психологов и соцработников, которых, конечно, к этим людям никто не пошлет.
А что вы думаете об этой ситуации?