"Какой он, современный классный руководитель?" - одновременно простой и сложный вопрос.
Начнем с простого: кто же такой классный руководитель?
Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе (Сластенин В.А).
Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность массовой средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства. Сейчас имеется несколько типов классного руководства:
· учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
· классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);
· в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную нагрузку.
Исходя из этого мы можем сказать, что классный руководитель - это учитель, который занимается воспитанием и развитием духовно-нравственной сферы школьников, созданием благоприятной атмосферы для формирования личности детей.
XXI век - это стремительно развивающийся век, где нельзя стоять на месте. Важно уметь быстро адаптироваться в различных условиях, постоянно изучать новое и быть открытым к изменениям. "При чем здесь классный руководитель?" -подумаете вы. Педагог имеет к этому прямое отношение.
Дети нашего времени совершенно другие: они более продвинутые, активные и заинтересовать их бывает не так-то просто. Именно для этого классному руководителю нужно быть на "одной волне" с ними. И это не значит, что учитель должен вести себя как подросток - нет. Учитель должен идти в ногу со временем: знать, что сейчас популярно среди молодежи, изучать новые формы, приемы и методы работы, а главное - стать товарищем для учеников.
Да-да, именно товарищем. Дети должны чувствовать себя комфортно находясь с классным руководителем. Знать, что могут обратиться к нему с любой проблемой и получить поддержку. Учитель в свою очередь должен быть открыт к общению. Важно отметить, что классный руководитель в начальной школе занимается духовно-нравственным развитием ребенка, что влияет на гармоничное развитие личности.
Качества учителя, которым отдают предпочтение ученики
Проведя анонимный опрос в школе, у меня получились такие результаты:
Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.
Отрицательные качества учителей, которые выделили обучающиеся:
- кричит, обрывает, не выслушивает до конца;
- выделяет отдельных учеников;
- придирчивый, старается наказать за каждый проступок;
- относится как к маленьким;
- относится неуважительно;
- не умеет хранить тайну.
Опираясь на данный опрос, можно сделать вывод о том, что классный руководитель, в первую очередь, должен быть другом!
Уважаемые читатели, каким, на ваш взгляд должен быть современный классный руководитель?