О епископском служении упоминает еще апостол Павел. Он пишет о то, что требования к этому служению высоки, ответственность его — велика, но и благостность – несомненна: “Если кто епископства желает, доброго дела желает” (1 Тим. 3:1). С древности миссия епископа остается неизменной, но многое изменилось в ее исполнении.
Размер епархии и паствы
Устав Русской Церкви дает такое определение епархии (от греч. – область): епархия – местная Церковь, возглавляемая архиереем и объединяющая епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, монастырские скиты, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии.
Часто современная епархия частично повторяет или в точности соответствует государственным административно-территориальным единицам. Но епархий до III века вообще не существовало, а повсеместными территориальными единицами, находящимися под властью епископа, они стали только в IV веке.
До этого епархии соответствовали парикии (от греч. – приход). Греческий перевод слова соответствует его значению. Границы епископской власти распространялись на один город. А до III в. в городах редко было больше одного храма.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Размер епископского прихода по размеру редко мог соответствовать обычному современному приходу. Если в приходе было 12 человек, то он мог выбрать своего епископа. В “Церковных канонах” (“Canones ecclesiastici”) говорится, что делать общине, желающей избрать епископа, если для этого в ней не хватает людей. Нужно было обратиться к общине соседнего города, чтобы она прислала необходимое число недостающих мужей, которые будут присутствовать при избрании епископа.
Управление Церковью и попечение о пастве
Уже становится понятным, что в древности степень взаимодействия прихожан и архипастыря была значительно выше, а управление делами Церкви – менее опосредованно. Назначать секретарей, делить епархии на благочиния, особо назначать встречи с паствой не было необходимости.
Более того, перемещение архиерея с кафедры на кафедру еще не применялось. Епископ состоял в особом духовном неразрывном союзе со своей паствой. Из свидетельства Евсевия Кесарийского в “Церковной истории” известно, что только в IV веке начали практиковаться смены кафедр, что привело к протестам внутри Церкви.
О том, насколько близок и доступен был епископ пастве, пишет в “Слове о священстве” святитель Иоанн Златоуст: “Он разделяется на такое множество народа и имеет особенные заботы о каждом из подчиненных. [...] Если епископ не будет ежедневно посещать домов более, чем как делают то городские смотрители (полиция – прим. авт.), то отсюда происходят невыразимые неудовольствия, ибо не только больные, но и здоровые желают посещений его”.
Единственным органом, который влиял на управление епископа Церковью, являлся епископский совет, состоящий из священников (преимущественно) и диаконов. Без согласия епископского совета епископ не мог ставить новых клириков, распоряжаться церковным имуществом и производить церковный суд. Конечно, учитывая размер общины, можно допустить, что младшие клирики и миряне также могли оказывать влияние на жизнь Церкви.
Преобразования древнего епископского служения
После III, а особенно в первой трети IV века количество прихожан росло, что делало невозможным епископское служение в прежнем виде. Именно в это время начались преобразования, которые практически полностью изменили древний вид епископского служения на привычный нам.
Большие города
Епископ больше не может уделять внимание каждому пасомому. Одного храма становится недостаточно, чтобы вместить всех верующих. Начинают строить больше церквей, и к IV в. в Риме их насчитывается около 40. Но среди всех храмов все равно выделяется кафедральный собор. Как правило, если в кафедральном соборе служат епископ, пресвитеры, диаконы и младшие клирики, то в каждом из остальных храмов совершает богослужение только один пресвитер с помощью нескольких младших клириков.
Деревни
До широкого распространения христианства деревенские христианские общины обычно отправлялись в ближайший город, чтобы присоединиться к богослужению. А епископ, когда это было необходимо, сам посещал нуждающихся в деревнях.
С III века в деревни назначают или пресвитера, или хорепископа, что дословно означает “сельский епископ”. Хорепископы заботились о пастве, совершали богослужения, но без разрешения городского епископа не могли посвящать кого-либо в клир. После IV в. хорепископство упраздняется. Аналогом хорепископа в современности служит викарный епископ.
Вывод
Действительно, на первый взгляд может показаться, что изначальный вид епископского служения вернее нынешнего, ведь тогда епископ был куда ближе церковному народу. Но надо понимать, что с переходом центра епископского служения на административное управление Церковью любовь и забота о пастве не исчезли. Просто повседневные дела перешли к обычным приходским священникам. А епископам, т.е. “надзирателям” за Церковью, вверяются те обязанности и задачи, которые в конкретный период считаются наиболее сложными, важными и ответственными.