На фоне валютной переоценки в некоторых российских магазинах с ценами творится настоящая черная магия. Один и тот же товар может стоит в разных торговых точках в два и даже в три раза дороже.
В распоряжении РЕН ТВ оказались документы, которые подтверждают, что падение рубля тут ни при чем.
"220% наценки - безумие"
Правило покупателя "Чем больше магазин, тем дешевле там товары" больше не работает. В огромном гипермаркете шампунь может оказаться дороже, чем в магазине шаговой доступности. И есть примеры. Американский шампунь против перхоти стоит в небольшом супермаркете 399 рублей. А в огромном торговом центре такой же обойдется в 699 рублей.
"У нас монополистическое устройство рынка - на рынке доминируют компании, которые имеют возможность диктовать рынку свои условия, не воспринимать с рынка равновесные цены, а навязывать свои", - говорит финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев.
В распоряжении нашего канала оказались документы с ценами, по которым одна из крупных торговых сетей покупает товары у поставщиков. На обычных сушках наваривают 120%. На стиральном порошке - почти 140. А на шоколадках - 229: магазин покупает одну плитку по 27 рублей с копейками, а продает почти за 90. Только бизнес, ничего личного.
"220% наценки - это что-то безумное. И если говорить о том, что в магазинах есть верхушка айсберга, а есть оптовик, склад, производитель, то я гарантирую, что расходы производителей меньше. В цепочки конкуренции за прибыль, магазин при наценке 220-250% злоупотребляет своим положением", - объясняет доктор экономических наук Леонид Холод.
ФАС и производители сахара
Но производители тоже не остаются в стороне. Антимонопольщики возбудили дело против крупнейшего в России поставщика сахара. По версии службы, компания вмешивалась в работу торговых сетей, чтобы взвинтить цены.
"Ведомство выявило признаки нарушения антимонопольного законодательства, проанализировав сведения, полученные в ходе внеплановых антикартельных проверок. В случае вины компании грозит административный штраф", - заявила начальник Управления общественных связей ФАС России Жанна Караганова.
И это в условиях повышенного спроса. Впрочем, в самой компании влияние на рынок отрицают.
"Мы - крупнейший производитель, но наша доля на рынке меньше 20%. Как поставщик может координировать действия сетей, я слабо себе представляю даже технически", - добавляет директор компании-производителя сахара Виктор Алексахин.
Рейды прокуратуры
За динамикой цен в торговых сетях следит не только антимонопольная служба, но и прокуратура. Рейды проводят по всей стране. Мы отправились в один их них в подмосковном Красногорске. Сахар уже закончился: помощник прокурора идет проверять склад.
- Сахар где?
- Да нету сахара, забрали последний.
- Как же так-то?
- Привозят каждый день.
Еще нужно сделать копии документов с закупочными ценами на основные товары – это крупы, сахар, мука и масло.
"Выявили небольшое завышение цен на муку, на гречку, гречневую крупу, запросим первичные документы от поставщиков, запросим документацию обоснование от магазина с целью установления правомерности цен", - говорит старший помощник Красногорского городского прокурора Екатерина Сизикова.
В Челябинской области надзорным органам помогают общественники. Во время пандемии они набрались опыта, который сейчас пригодился. Проверяют не только наличие и цены, но и срок годности.
Продукты на складах есть, успокаивают ритейлеры. Просто товар разбирают еще в утренние часы. Чтобы хватило всем, крупные торговые сети ввели ограничения. Скажем, килограмм сахара в одни руки. Либо еще одна схема: чем больше упаковок берешь - тем дороже выходит каждая из них.
#цены #магазины #курс рубля #Сахар #товары