Найти тему
джазовые пластинки

United Artists: Джазовая серия в сепии и лицах

Оглавление

Осенью 1957 года вице-президент кинокомпании United Artists Макс Янгстайн заявил о создании звукозаписывающего лейбла United Artists Records, под вывеской которого планировалось издавать саундтреки к спродюсированным студией фильмам. Подобное не было в новинку - крупнейшая студия MGM (которая, к слову, приобрела UA в 1981 году за 350 миллионов долларов) пробовала устроить подобное дважды и вторая, случившаяся в 1946 году попытка, оказалась успешной и в результате принесла миру первый настоящий альбом с музыкой к кино, на тот момент в виде бокс-сета с четырьмя пластинками на 78 оборотов.

Логотип лейбла United Artists Records
Логотип лейбла United Artists Records

Трудно утверждать, что именно господин Янгстайн задал определенный тренд, однако к следующему году своими музыкальными лейблами могли похвастаться большинство заметных игроков индустрии, включая Columbia Pictures (лейбл Colpix), 20th Century Fox (20th Century Fox Records) и Warner Bros. (Warner Bros. Records).

Несмотря на то, что в первоначальные планы входило распространение музыкального материала к кино, который уже и так, очевидно, был записан и принадлежал упомянутым компаниям все перечисленные новые лейблы конца пятидесятых переросли в полноценные звукозаписывающие фирмы, выпускавшие пластинки с того или иного рода эстрадной музыкой.

Некоторые из джазовых альбомов United Artists, случившихся в конце пятидесятых
Некоторые из джазовых альбомов United Artists, случившихся в конце пятидесятых

Впрочем, в случае с United Artists, акцент (применительно к LP, синглы UA с ритм-энд-блюзовыми хитами также расходились на ура) был сделан на джазовом материале - не стоит забывать, что 1959 год, как показало время, оказался краеугольным в истории жанра.

По большей части за джазовую сторону вопроса были ответственны бывший A&R лейбла RCA Victor/Vik Джек Льюис, которому доверяли более крупные и коммерчески перспективные проекты, и Том Уилсон, основатель лейбла Transition, благодаря которому на United Artists, вопреки рациональному, появился один из наиболее авангардных и противоречивых джазовых музыкантов, Сесил Тейлор.

К началу шестидесятых джазовая история United Artists сошла на нет - Льюис очутился у конкурентов на Colpix Records, Том Уилсон же начал сотрудничать с Savoy и Audio Fidelity. Очевидно требовалась свежая кровь - из Парижа был вызван Алан Дуглас, работавший в тот момент на лейбл Barclay, помимо прочего занимавшегося распространением пластинок United Artists во Франции.

Вырезка из журнала Billboard от 18 сентября 1961 года
Вырезка из журнала Billboard от 18 сентября 1961 года

Алан Дуглас

Первые упоминания Дугласа в музыкальном журнале Billboard датированы сентябрем 1961 года; ни о какой джазовой серии от United Artists еще нет и речи - продюсеру поручают устроить пластинку Билли Стрейхорна с уже устоявшимся названием 'The Peaceful Side Of Jazz', в тот момент занятого на производстве ленты 'Paris Blues', альбом же в результате был выпущен под номером 10 в рамках будущего джазового проекта. По соседству с ним расположилась и другая 'привезенная' из Парижа пластинка, декабрьский концерт саксофониста Зута Симса в заведении Blue Note, что на протяжении десяти лет существовал по адресу ул. д'Артуа, 27.

Пластинки серии устроенные Аланом Дугласом в 1961 году во Франции, номера 10 и 13
Пластинки серии устроенные Аланом Дугласом в 1961 году во Франции, номера 10 и 13

В апреле 1962 года лейбл наконец анонсировал возвращение джазовой серии во главе которой должен был встать все тот же Алан Дуглас - среди артистов были заявлены Херби Манн, Арт Блейки, Кенни Дорэм, Зут Симс, Билли Стрейхорн, Джон Колтрейн. Исходя из упомянутых имен можно сделать вывод какими записями на тот момент располагала студия - к концу лета того же года первые из них поступили в продажу.

О возвращении джазовой серии United Artists в апрельском выпуске Billboard
О возвращении джазовой серии United Artists в апрельском выпуске Billboard

Поклонникам рок-музыки имя Алана Дугласа известно в первую очередь благодаря ассоциации с Джими Хендриксом - некоторые приписывают Дугласу определенную роль в создании 'Band Of Gypsys', однако тому в равной степени существуют как подтверждения, так и опровержения.

Неоспоримым же фактом является его причастность к созданию двух альбомов, выпущенных спустя пять лет после смерти легендарного гитариста, 'Crash Landing' и 'Midnight Lightning', на которых Дуглас имел смелость добавить к наработкам Хендрикса не только новые ритм-партии, но и бэк-вокал и даже дополнительные гитарные элементы. Пластинки были встречены с изрядной и совершенно оправданной долей скептицизма, что, однако, не помешало первой из них получить золотой статус в США.

Некоторые из спродюсированных Дугласом пластинок
Некоторые из спродюсированных Дугласом пластинок

Помимо прочего Дуглас известен тем, что подписал на свой лейбл 'The Last Poets', коллектив юных чернокожих поэтов и музыкантов, придерживавшихся идей черного национализма и проложивших дорогу для хип-хоп артистов будущего, а также спродюсировал пару ранних альбомов гитариста Джона Маклоклина-Маклафлина.

Забавный фотошоп на CD-переиздании альбома 'Money Jungle' - на оригинальном снимке (сверху) запечатлены Эллингтон, Мингус и Алан Дуглас, на отредактированной же картинке на обложке диска очутился Макс Роуч, вырезанный из другой фотографии, сделанной во время той же сессии (справа). Автор снимков Фрэнк Гауна
Забавный фотошоп на CD-переиздании альбома 'Money Jungle' - на оригинальном снимке (сверху) запечатлены Эллингтон, Мингус и Алан Дуглас, на отредактированной же картинке на обложке диска очутился Макс Роуч, вырезанный из другой фотографии, сделанной во время той же сессии (справа). Автор снимков Фрэнк Гауна

На начало же 1962 года за плечами у продюсера не было весомых американских релизов - тем не менее, Дугласу был выдан карт-бланш, которым он не преминул воспользоваться, устроив несколько ныне легендарных джазовых сессий, прежде всего встречу Дюка Эллингтона, Чарльза Мингуса и Макса Роуча (см. выше), а также дуэтный альбом Билла Эванса и Джима Холла, каждая из которых заслуживает отдельного обстоятельного разговора.

Фрэнк Гауна

Важнейшую роль в обсуждаемой джазовой серии играл фотограф и дизайнер Фрэнк Гауна, который в начале шестидесятых определил визуальный стиль другого джазового начинания той поры, лейбла Candid.

Несколько пластинок лейбла Candid
Несколько пластинок лейбла Candid

Если альбомы Candid можно отличить по запоминающимся цветным портретам заключенным в рамки того или иного размера, а также объединяющую цветовую гамму из оттенков коричневого, то вся серия United Artists Jazz (за исключением 'Matador' Кенни Дорэма) решена в черно-белом цвете с легким налетом сепии.

Не обошлось без рамок и на United Artists, правда более изысканных
Не обошлось без рамок и на United Artists, правда более изысканных

Известно, что особое внимание Гауна уделял шрифтам, верстке, печати задников конвертов - дизайнеру удавалось выделить уместным курсивом ключевую информацию на пластинке, разместить полноценный сопроводительный текст и серию собственноручно сделанных фотографий, оставить место под логотип и все это соблюдая ощутимую гармонию, симметрию.

Задник альбома 'Money Jungle'
Задник альбома 'Money Jungle'

Пластинки Candid и United Artists объединяла еще одна отличительная особенность - конверты были лишены ламинирования, при этом имели заметную текстуру, что, к слову, благотворно сказалось на состоянии обложек, лишив их заметного эффекта ring wear (износа конверта по кругу).

На однотонных участках хорошо видно текстуру конверта
На однотонных участках хорошо видно текстуру конверта

Тому не удалось найти подтверждений, но судя по всему Гауну следует считать ответственным и за мгновенно узнаваемый логотип лейбла - изгибающегося саксофониста (в англоязычном интернете этикетки нередко именуют 'bendy tenor labels'), присутствующего в том или ином виде, как на этикетках, так и конвертах серии.

Пример этикетки серии
Пример этикетки серии

Стоит отметить, что две пластинки серии были выпущены с конвертами-раскладушками (gatefold) - альбом 'Undercurrent' Билла Эванса - Джима Холла (в интернете существует противоречивая информация о номинации обложки альбома на Грэмми), а также концертная запись из Town Hall бенда Чарльза Мингуса.

По некоторым источникам номинированная на Грэмми обложка альбома Undercurrent
По некоторым источникам номинированная на Грэмми обложка альбома Undercurrent

Как обычно, касается это в первую очередь американских изданий - европейские варианты в большинстве случаев имеют традиционное оформление.

Билл Швартау

На конвертах пластинок серии можно наткнуться на еще одну повторяющуюся фамилию - звукорежиссерские обязанности были возложены на Билла Швартау, упоминание имени которого не вызывает и толики того привычного возбуждения в которое приводят любого поклонника джаза на пластинках инициалы RVG, коллеги Швартау по запечатлению звуков.

-14

В казалось бы всеобъемлющем интернете фамилия Швартау встречается крайне редко и преимущественно в мемуарах звукорежиссера и продюсера Фила Рамона, глыбы музыкального бизнеса - тот называл Швартау своим учителем и 'одним из невоспетых героев индустрии'. В 1958 году Артур Д. Уорд и Рамон организовали звукозаписывающую студию A & R Recording Incorporated, в которой Швартау и занял место главного инженера по звуку.

Лестный абзац про Билла Швартау из мемуаров Фила Рамона 'Making Records'
Лестный абзац про Билла Швартау из мемуаров Фила Рамона 'Making Records'

Отследить выполненные им работы довольно трудно, однако известно, что маэстро в первой половине пятидесятых работал на NBC и Decca, а чуть позже с условными частниками вроде упомянутой 'A & R Recording'.

За определенным исключением Швартау ответственен за звук на всех пластинках серии - нельзя сказать, что его имя следует считать определенным стандартом качества, как в случае с тем же Руди Ван Гелдером, однако невозможно не признать, что некоторые записи ему более чем удались.

Параллели с RVG можно провести и в собственно нюансах звучания - как и его именитый коллега Швартау блестяще управлялся с духовыми инструментами, специфически обходился с фортепиано, что имело особенный, противоречивый эффект в случае с уже неоднократно упомянутым, одним из главных альбомов серии, 'Undercurrent' Билла Эванса - Джима Холла.

Джордж Вайн

Прошло меньше года с момента анонса Дугласа в качестве продюсера серии, как его место занял Джордж Вайн, важнейшая фигура в истории джаза, основатель фестиваля в Ньюпорте, большой популяризатор жанра, помимо прочего ответственный за появление десятков, если не сотен джазовых альбомов.

Вырезка из журнала Billboard от марта 1963 года
Вырезка из журнала Billboard от марта 1963 года

Сотрудничество Вайна с лейблом оказалось непродолжительным и не слишком плодотворным - его фамилию (в качестве продюсера, а не автора сопроводительных строк) можно найти всего на двух альбомах серии, ''Nobody Knows You When You're Down And Out' Говарда Макги и 'Something Tender' Бада Фримена, музыкантов с которыми Вайн был близко знаком.

Альбомы серии, устроенные Джорджем Вайном
Альбомы серии, устроенные Джорджем Вайном

Надо сказать, что несмотря на то, что оба альбома устроены на привычно высочайшем уровне в музыкальном отношении они оказываются заметно консервативней откровенно модерн-джазовых историй, организованных до этого Аланом Дугласом.

Что дальше?

Удивительно, но хронологически всю джазовую историю United Artists можно по сути свести к всего лишь одному году, с лета 1962-го по лето 1963-го, в течение которого и были выпущены все альбомы осуществившегося проекта; некоторые из них оказались переизданиями прежде доступных на United Artists пластинок, некоторые устроены в Европе при участии местных звукоинженеров, одни носили откровенно коммерческий характер, на других были запечатлены моменты высших проявлений человеческих талантов.

В конце шестидесятых на Solid State и позже, в начале семидесятых, уже на обновленном UA, серия в том или ином виде продолжила свое существование - об этом в будущих текстах на тему.

#джаз #музыка #винил #пластинки #биллэванс