Осенью 1957 года вице-президент кинокомпании United Artists Макс Янгстайн заявил о создании звукозаписывающего лейбла United Artists Records, под вывеской которого планировалось издавать саундтреки к спродюсированным студией фильмам. Подобное не было в новинку - крупнейшая студия MGM (которая, к слову, приобрела UA в 1981 году за 350 миллионов долларов) пробовала устроить подобное дважды и вторая, случившаяся в 1946 году попытка, оказалась успешной и в результате принесла миру первый настоящий альбом с музыкой к кино, на тот момент в виде бокс-сета с четырьмя пластинками на 78 оборотов.
Трудно утверждать, что именно господин Янгстайн задал определенный тренд, однако к следующему году своими музыкальными лейблами могли похвастаться большинство заметных игроков индустрии, включая Columbia Pictures (лейбл Colpix), 20th Century Fox (20th Century Fox Records) и Warner Bros. (Warner Bros. Records).
Несмотря на то, что в первоначальные планы входило распространение музыкального материала к кино, который уже и так, очевидно, был записан и принадлежал упомянутым компаниям все перечисленные новые лейблы конца пятидесятых переросли в полноценные звукозаписывающие фирмы, выпускавшие пластинки с того или иного рода эстрадной музыкой.
Впрочем, в случае с United Artists, акцент (применительно к LP, синглы UA с ритм-энд-блюзовыми хитами также расходились на ура) был сделан на джазовом материале - не стоит забывать, что 1959 год, как показало время, оказался краеугольным в истории жанра.
По большей части за джазовую сторону вопроса были ответственны бывший A&R лейбла RCA Victor/Vik Джек Льюис, которому доверяли более крупные и коммерчески перспективные проекты, и Том Уилсон, основатель лейбла Transition, благодаря которому на United Artists, вопреки рациональному, появился один из наиболее авангардных и противоречивых джазовых музыкантов, Сесил Тейлор.
К началу шестидесятых джазовая история United Artists сошла на нет - Льюис очутился у конкурентов на Colpix Records, Том Уилсон же начал сотрудничать с Savoy и Audio Fidelity. Очевидно требовалась свежая кровь - из Парижа был вызван Алан Дуглас, работавший в тот момент на лейбл Barclay, помимо прочего занимавшегося распространением пластинок United Artists во Франции.
Алан Дуглас
Первые упоминания Дугласа в музыкальном журнале Billboard датированы сентябрем 1961 года; ни о какой джазовой серии от United Artists еще нет и речи - продюсеру поручают устроить пластинку Билли Стрейхорна с уже устоявшимся названием 'The Peaceful Side Of Jazz', в тот момент занятого на производстве ленты 'Paris Blues', альбом же в результате был выпущен под номером 10 в рамках будущего джазового проекта. По соседству с ним расположилась и другая 'привезенная' из Парижа пластинка, декабрьский концерт саксофониста Зута Симса в заведении Blue Note, что на протяжении десяти лет существовал по адресу ул. д'Артуа, 27.
В апреле 1962 года лейбл наконец анонсировал возвращение джазовой серии во главе которой должен был встать все тот же Алан Дуглас - среди артистов были заявлены Херби Манн, Арт Блейки, Кенни Дорэм, Зут Симс, Билли Стрейхорн, Джон Колтрейн. Исходя из упомянутых имен можно сделать вывод какими записями на тот момент располагала студия - к концу лета того же года первые из них поступили в продажу.
Поклонникам рок-музыки имя Алана Дугласа известно в первую очередь благодаря ассоциации с Джими Хендриксом - некоторые приписывают Дугласу определенную роль в создании 'Band Of Gypsys', однако тому в равной степени существуют как подтверждения, так и опровержения.
Неоспоримым же фактом является его причастность к созданию двух альбомов, выпущенных спустя пять лет после смерти легендарного гитариста, 'Crash Landing' и 'Midnight Lightning', на которых Дуглас имел смелость добавить к наработкам Хендрикса не только новые ритм-партии, но и бэк-вокал и даже дополнительные гитарные элементы. Пластинки были встречены с изрядной и совершенно оправданной долей скептицизма, что, однако, не помешало первой из них получить золотой статус в США.
Помимо прочего Дуглас известен тем, что подписал на свой лейбл 'The Last Poets', коллектив юных чернокожих поэтов и музыкантов, придерживавшихся идей черного национализма и проложивших дорогу для хип-хоп артистов будущего, а также спродюсировал пару ранних альбомов гитариста Джона Маклоклина-Маклафлина.
На начало же 1962 года за плечами у продюсера не было весомых американских релизов - тем не менее, Дугласу был выдан карт-бланш, которым он не преминул воспользоваться, устроив несколько ныне легендарных джазовых сессий, прежде всего встречу Дюка Эллингтона, Чарльза Мингуса и Макса Роуча (см. выше), а также дуэтный альбом Билла Эванса и Джима Холла, каждая из которых заслуживает отдельного обстоятельного разговора.
Фрэнк Гауна
Важнейшую роль в обсуждаемой джазовой серии играл фотограф и дизайнер Фрэнк Гауна, который в начале шестидесятых определил визуальный стиль другого джазового начинания той поры, лейбла Candid.
Если альбомы Candid можно отличить по запоминающимся цветным портретам заключенным в рамки того или иного размера, а также объединяющую цветовую гамму из оттенков коричневого, то вся серия United Artists Jazz (за исключением 'Matador' Кенни Дорэма) решена в черно-белом цвете с легким налетом сепии.
Известно, что особое внимание Гауна уделял шрифтам, верстке, печати задников конвертов - дизайнеру удавалось выделить уместным курсивом ключевую информацию на пластинке, разместить полноценный сопроводительный текст и серию собственноручно сделанных фотографий, оставить место под логотип и все это соблюдая ощутимую гармонию, симметрию.
Пластинки Candid и United Artists объединяла еще одна отличительная особенность - конверты были лишены ламинирования, при этом имели заметную текстуру, что, к слову, благотворно сказалось на состоянии обложек, лишив их заметного эффекта ring wear (износа конверта по кругу).
Тому не удалось найти подтверждений, но судя по всему Гауну следует считать ответственным и за мгновенно узнаваемый логотип лейбла - изгибающегося саксофониста (в англоязычном интернете этикетки нередко именуют 'bendy tenor labels'), присутствующего в том или ином виде, как на этикетках, так и конвертах серии.
Стоит отметить, что две пластинки серии были выпущены с конвертами-раскладушками (gatefold) - альбом 'Undercurrent' Билла Эванса - Джима Холла (в интернете существует противоречивая информация о номинации обложки альбома на Грэмми), а также концертная запись из Town Hall бенда Чарльза Мингуса.
Как обычно, касается это в первую очередь американских изданий - европейские варианты в большинстве случаев имеют традиционное оформление.
Билл Швартау
На конвертах пластинок серии можно наткнуться на еще одну повторяющуюся фамилию - звукорежиссерские обязанности были возложены на Билла Швартау, упоминание имени которого не вызывает и толики того привычного возбуждения в которое приводят любого поклонника джаза на пластинках инициалы RVG, коллеги Швартау по запечатлению звуков.
В казалось бы всеобъемлющем интернете фамилия Швартау встречается крайне редко и преимущественно в мемуарах звукорежиссера и продюсера Фила Рамона, глыбы музыкального бизнеса - тот называл Швартау своим учителем и 'одним из невоспетых героев индустрии'. В 1958 году Артур Д. Уорд и Рамон организовали звукозаписывающую студию A & R Recording Incorporated, в которой Швартау и занял место главного инженера по звуку.
Отследить выполненные им работы довольно трудно, однако известно, что маэстро в первой половине пятидесятых работал на NBC и Decca, а чуть позже с условными частниками вроде упомянутой 'A & R Recording'.
За определенным исключением Швартау ответственен за звук на всех пластинках серии - нельзя сказать, что его имя следует считать определенным стандартом качества, как в случае с тем же Руди Ван Гелдером, однако невозможно не признать, что некоторые записи ему более чем удались.
Параллели с RVG можно провести и в собственно нюансах звучания - как и его именитый коллега Швартау блестяще управлялся с духовыми инструментами, специфически обходился с фортепиано, что имело особенный, противоречивый эффект в случае с уже неоднократно упомянутым, одним из главных альбомов серии, 'Undercurrent' Билла Эванса - Джима Холла.
Джордж Вайн
Прошло меньше года с момента анонса Дугласа в качестве продюсера серии, как его место занял Джордж Вайн, важнейшая фигура в истории джаза, основатель фестиваля в Ньюпорте, большой популяризатор жанра, помимо прочего ответственный за появление десятков, если не сотен джазовых альбомов.
Сотрудничество Вайна с лейблом оказалось непродолжительным и не слишком плодотворным - его фамилию (в качестве продюсера, а не автора сопроводительных строк) можно найти всего на двух альбомах серии, ''Nobody Knows You When You're Down And Out' Говарда Макги и 'Something Tender' Бада Фримена, музыкантов с которыми Вайн был близко знаком.
Надо сказать, что несмотря на то, что оба альбома устроены на привычно высочайшем уровне в музыкальном отношении они оказываются заметно консервативней откровенно модерн-джазовых историй, организованных до этого Аланом Дугласом.
Что дальше?
Удивительно, но хронологически всю джазовую историю United Artists можно по сути свести к всего лишь одному году, с лета 1962-го по лето 1963-го, в течение которого и были выпущены все альбомы осуществившегося проекта; некоторые из них оказались переизданиями прежде доступных на United Artists пластинок, некоторые устроены в Европе при участии местных звукоинженеров, одни носили откровенно коммерческий характер, на других были запечатлены моменты высших проявлений человеческих талантов.
В конце шестидесятых на Solid State и позже, в начале семидесятых, уже на обновленном UA, серия в том или ином виде продолжила свое существование - об этом в будущих текстах на тему.
#джаз #музыка #винил #пластинки #биллэванс