Найти в Дзене
Семейный юрист

Какие документы должен собрать наследник для вступления в наследство?

Оглавление

Шестимесячный срок на вступление в наследство отводится не просто так. Это время, которое даётся наследнику на сбор и подготовку документов. Бумаг довольно много, и в каждом отдельно взятом случае список документов для нотариуса может меняться. Например, из-за родственных связей и состава имущества. И сегодня мы вкратце расскажем, какие документы собирать наследнику и когда их приносить.

Есть вопрос? Задайте его юристу по горячей линии 8 (800) 707-46-31 или на сайте https://razvod-24.ru

Основные документы для наследования

Первым делом наследнику предстоит обратиться к нотариусу, который ведёт наследственное дело. Если дело еще не открыто, нотариус его откроет – но для этого ему нужны обязательные документы. С их помощью наследник подтверждает свою личность, сообщает о смерти наследодателя и пишет заявление.

Документы для открытия наследства у нотариуса:

  • письменное заявление – либо о принятии наследства, либо о выдаче свидетельства о праве на наследство (при фактическом принятии активов умершего),
  • паспорт РФ,
  • оригинал свидетельства из ЗАГС о смерти наследодателя либо копия решения суда о признании человека умершим,
  • оригинал завещания или документы о родстве с покойным (свидетельство о заключении брака, о рождении, об усыновлении, перемене фамилии и другие),
  • справка о том, где жил умерший человек (выписка из ЕИРЦ, поквартирной карточки или справка о составе семьи – в зависимости от того, какой документ выдают в МФЦ, УК или ТСЖ вашего региона).

Дополнительно нотариус разъясняет права наследников, сообщает им о том, какие документы нужно будет донести и где их взять.

Читайте также: Кто из наследников освобождается от уплаты госпошлины при вступлении в наследство?

Дополнительные документы

Существует так называемый «второй список» документов, которые также потребуются в ходе наследственного дела. Их можно донести чуть позднее.

Что это за документы:

  • Правоустанавливающие на имущество – доказывают, что умерший был их собственником (на основании договора купли-продажи, мены, свидетельства о приватизации, договора дарения).
  • Оценочный акт автомобиля, акций, доли в ООО, ЗАО, АО и другого имущества – на основе указанной в акте стоимости нотариус рассчитает сумму госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство.
  • Свидетельство о браке – оно потребуется вдове или вдовцу для выделения своей доли в совместно нажитом имуществе с умершим супругом (такая доля не включается в наследственную массу).
  • Заключение МСЭ об инвалидности, пенсионное, справки о доходах – подтверждающие статус иждивенца.
  • Копия решения суда о признании наследника недостойным – если таковые лица имеются.
  • Наследственный договор – если он был заключён при жизни собственника с конкретным наследником или наследниками.
  • Доверенность – если от имени правопреемника действует иное лицо, а не он сам.

Встречаются утверждения, что якобы нужны еще и правоутверждающие документы на наследуемое имущество – свидетельства и выписки из ЕГРН. Но на самом деле это неправда! Такие документы получает сам нотариус, посредством запросов в ГИБДД, Росреестр, банки, Пенсионный Фонд и другие учреждения. Всё это входит в работу нотариуса (которая, к слову, оплачивается наследниками).

Было полезно? Ставьте Палец вверх и подписывайтесь на наш канал.

Бесплатные консультации юристов по любым вопросам. Телефон для связи 8 (800) 707-46-31, сайт для обращений https://razvod-24.ru. Юристы разъяснят что делать!