Найти тему
ПСИХ инфо

Воспитанный или «удобный» ребенок?

Где проходит грань между воспитанным и «удобным» ребёнком?

И нет ли между этими двумя понятиями знака равно?

«Удобные» дети не капризничают, слушаются, исполняют все поручения родителей и педагогов, не закатывают истерик, прилежно занимаются и всегда вежливы, родителям никогда не бывает за них стыдно (не потому что родители понимают, что это ребенок, а потому что он не даёт поводов), со всеми вежливы, опрятны!

Казалось бы, просто мечта, а не родительство, но как и у всего, у этого «удобства» есть обратная сторона.

Два самых главных и опасных последствия такого положения вещей:

  • подавленные эмоции и чувства (психосоматика, неспособность испытывать и положительные эмоции тоже);
  • неумение говорить «нет» (полное отсутствие личных границ).

Дальше можно жирными штрихами нарисовать портрет будущего невротика с синдромом отличника:

  • непонимание собственных желаний и потребностей (их не учитывали в детстве);
  • постоянное стремление заслужить одобрение (меня не хвалят = меня не любят);
  • фоновая тревога (из-за внутреннего конфликта между «хочу» и «надо»);
  • неспособность брать ответственность за свою жизнь на себя;
  • попадание раз за разом в созависимые отношения.

Каждый из нас индивидуален, поэтому сложно сказать в какой мере и что именно выстрелит в отдельном случае, но эти проявления будут в большей или меньшей степени протянуты красной нитью сквозь жизнь человека.

Получается, нужно позволять все, закрыть глаза на окружающих и приговаривать со сладкой улыбкой: «ой, ну это же дети»?

Вот тут-то, я считаю, нужно нащупать эту тонкую грань между воспитанием и дрессурой. Мне очень помогает понимание того, что личные границы каждого заканчиваются там, где начинаются личные границы другого.

Конечно, если в ресторане полном людей или театре ребёнок начинает вести себя слишком вызывающе/отбирает чужие вещи/обязывается/дерётся/кричит на других людей (каждый сам для себя дополнит список), то нужно вмешиваться.

Но вмешаться можно по-разному: можно накричать, можно наказать, можно вступить в конфликт, а можно спокойно проговорить, что такое поведение недопустимо и объяснить почему(например кричать и визжать на детской площадке — это ок, но вот в театре этого делать не стоит), при этом показывав ребёнку: его чувства в данный момент важны.

Да, скорее всего, такие методы воспитания как «беседы» и «личный пример» займут гораздо больше времени, да и будут даваться иногда гораздо тяжелее чем какие-то жёсткие меры (все мы люди, и у нас тоже есть чувства, и огромный багаж за спиной, который мы тащим за собой с детства), порой нет сил выжать из себя что-то более внятное чем «потому что я так сказала».

Но в долгосрочной перспективе это принесёт гораздо больше плодов и, самое главное, пользы ребёнку.

--

Автор статьи: Морозова Кристина (психолог)

Источник: https://psyh.info/article/vospitanie-detej/vospitannyj-ili-udobnyj-rebenok.html