Ну что же. Торжественно объявляю, что наш общий знакомый Алексей Козлов, подаривший нам много нездорового смеха своими халтурными работами «В сторону от войны», «Лейтенант Суворов» и «Бой местного значения» наконец-то научился качественно снимать зрелищные фильмы! Ура!!!
Однако, с хорошей новостью обычно бок о бок шагает и плохая. Так и в нашем случае. Снял крепко, зрелищно, но по своему собственному сценарию! А вот сценарист из Алексея Козлова – как из Киркорова грузчик. Можно сказать, что в этом плане толку от него, как от… нет, не буду писать эту поговорку, неприлично получится.
Всё дело в том, что по какой-то одному ему известной причине, Козлов решил постебаться и сделать фильм-пародию на западные блокбастеры. Он абсолютно хладнокровно издевается над «Титаником» и «Спасти рядового Райана» - те, кто смотрел эти фильмы, сразу узнают множество знакомых сцен. Ошибиться просто невозможно, и я сейчас приведу примеры. Пародии я, конечно, люблю, ещё и хорошо снятые. Но почему для своих приколов Козлов выбрал тему блокады Ленинграда – я в толк не возьму.
Многие плюются, мол, почему фильм называется «Спасти Ленинград», когда в нём описываются события двух сентябрьских дней 1941 года, да и то события не глобальные, а частный эпизод: эвакуация людей на барже № 752. Спокойно отвечаю: «Спасти Ленинград» - пародия на «Спасти рядового Райана», оттуда и название. Но с креативностью автор подкачал. Можно было назвать фильм, к примеру, «Мочи козлов!», написать оба слова с большой буквы, а между ними поставить запятую. Вот это было бы живенько!
И вообще, кто сказал, что фильм называется «Спасти Ленинград»? Всё гораздо прикольнее, в фильме мы видим настоящее название: «Флюхт аус Ленинград»!
Начинается фильм сценой в наши дни, у старушки, сидящей в кресле-каталке берут интервью, и она говорит: «Мне очень жаль, но у меня нет ни одной его фотографии!»
Да нет, я не про «Титаник», это Козлов наснимал, я серьёзно!!!
Старушка вспоминает молодость, сентябрь 41-го. Она молода, её зовут Настей, и она вместе со своим женихом, курсантом-артиллеристом Костей Гореловым, собирается эвакуироваться из города по Ладожскому озеру на барже.
Костя находится в подчинении у противного старшины, который всячески над ним издевается: бьёт под дых, забирает часы, называет Костю «блатным». И не потому, что Костя ботает по фене и живёт по понятиям, а потому, что Костя – сын местного адмирала.
Только Настя уезжает со своим Костей на причал, домой возвращается её отец – враг народа откинулся после отсидки. По воспоминаниям Насти, когда сотрудники НКВД пришли перетряхивать их квартиру, ей удалось запнуть под шкаф перевязанную стопку писем. Стало быть, посадили не за просто так!
Его жена (Анастасия Мельникова, которую после «Улиц разбитых фонарей» я нигде не наблюдал) поясняет, что Настя уехала, и просит, чтобы муж зря зла не держал на неё за то, что она от него отреклась, а то бы её попёрли с должности главного редактора какой-то газеты. Оказывается, существовал лайфхак: приходят кровавые палачи тебя арестовывать, как члена семьи врага народа, а ты им выпаливаешь с порога: «Чур, я от него отрекаюсь!» И всё, ты «в домике»!
Отец, впрочем, говорит, что он заскочил на пять минут, и уходит на фронт добровольцем.
Баржа, на которой собираются плыть Костя и Настя, очень старая и ржавая, и может вывезти за раз около шестисот человек. Но адмирал принимает волевое решение и приказывает посадить на баржу полторы тысячи человек. Своё решение он подкрепляет заявлением о том, что его сын тоже будет пассажиром на этой барже.
И тут вдруг поступает приказ: всех курсантов-артиллеристов снять с погрузки и отправить на штурм «Невского пятачка». Причём у курсантов нет никакого вооружения, кроме винтовок с минимумом патронов. Ну, хоть не черенки от лопат, и то хлеб. А то ещё можно было выдать одну винтовку на троих, просто Алексей Козлов не смотрел «Враг у ворот».
Адмирал срочно вызывает к себе сына, говорит: «Ты же знаешь, как сейчас плохо на фронте» и вручает ему форму морячка. «Переодевайся», - говорит, - «и дуй на баржу! Ты уплываешь!»
Сын пылает благородным гневом и отвергает предложение поучаствовать в костюмированном представлении, но вот кадр сменяется, и он уже в бескозырке плывёт на барже. Всё объясняется козловской интригой: зритель весь фильм будет думать, что Костя трус и дезертир, а на самом деле окажется, что Костя – трус и дезертир, правда, папа его мотивировал: «Я же всем обещал, что сын поплывёт на барже, вот ты и поплывёшь!»
Ну и бред же вы несёте, господин Козлов!
Какой-то интеллигент настаивает, чтобы на баржу погрузили рояль, так как на нём играл какой-то известный композитор. Ему отвечают, чтобы совесть поимел – баржа и так втрое перегружена, но в итоге рояль оказывается на палубе! Недожал Козлов – надо было дополнительно погрузить на борт цирковых слонов и сфинксов с Университетской набережной.
Также на борт загоняет свою машину отталкивающий персонаж – следователь НКВД. Правда, выглядит он отнюдь не как следователь НКВД, а как американский гангстер эпохи «сухого закона». Только «томми гана» в руках не хватает. А всё потому, что Алексей старательно срисовывал его с персонажа Билли Зейна из «Титаника».
В своей машине он уединяется с какой-то профурсеткой, которую подцепил тут же, на барже, и я со скепсисом ждал, когда она прижмёт ладошку к стеклу машины. И вы не поверите – ладошка была!!! Правда, не самой девушки, а её учительницы, которая прибыла блюсти моральный облик подопечной.
Баржа попадает в сильный шторм, всё снято красиво, ржавые швы лопаются и начинают пропускать воду.
Люди стоят в воде, пришедшийся кстати оркестр начинает играть на тонущем корабле.
Один из моряков кричит: «Без паники!» Алексей, тут можно было вложить ему в уста фразу «Не надо слов! Не надо паники!» Что же вы, такой прикол упустили.
Параллельно показывают, как несчастные плохо вооружённые курсанты десантируются на Омаха-бич и пытаются пробраться вперёд под пулемётным огнём.
Бывший злодей-старшина жжёт и мастерски отстреливает пулемётчиков. Я ждал, когда он будет перед каждым выстрелом целовать свой значок ворошиловского стрелка, но почему-то так и не дождался.
Батальные сцены – на высоте, без балды. Это вам не художественная самодеятельность в предыдущих фильмах Алексея.
Со старшиной рука об руку воюет Настин отец, профессор биологии. Он не только бьёт врага, но ещё и оказывает раненым первую помощь.
Старшина эвакуирует раненых на катере, а Настин отец остаётся на «пятачке» и, с её слов, там погибает.
А какой-то немецкий генерал узнал, что у русских есть баржи, и очень расстроился. Он приказал своим подчинённым во что бы то ни стало разобраться с баржами.
Подчинённые (среди которых был переодетый вредный товарищ Салфетников из «Дины и Добермана») молча зиганули в знак согласия.
И вот два немецких самолёта полетели кошмарить баржу. Костя приказывает стрелять из винтовок по железным птицам и уничтожает оба самолёта: первый – в составе группы, второй – лично. Проплывающий мимо на катере старшина гордо говорит: «Этот парень из нашей роты!» Хотя он просто физически не мог видеть, кто там и куда стрелял – далеко было.
Баржа тонет, двести человек удаётся спасти.
Когда адмирал узнаёт, что баржа затонула, он берёт лодочку и плывёт спасать сына. Сына он не находит, зато спасает из воды маленькую белую собачку. Вот такая «Антимуму». Или «Адмирал Мазай».
Следователь НКВД, который видел, как Костя сбивал самолёты и впечатлился, тоже подобрел и пожелал переодетому дезертиру удачи. До этого, кстати, он его вычислил и приковал на палубе во время шторма, просто если пересказывать все больные фантазии Алексея Козлова – никакой статьи не хватит.
Итог – отличная реализация бредового сценария издевательского содержания. Продукт к употреблению не годен.
Большая просьба - ставьте лайки, Дзен это поощряет!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Спасти Ленинград» (2019).
#кино #галопом по кино #кино и немцы #циничный пересказ