30 марта – день памяти преподобного Алексия, человека Божия. Церковь почитает святого Алексия, который не был монахом, в лике преподобных за его аскетический и подвижнический образ жизни. Вспомним страницы его жития, которое исстари было одним из самых любимых на Руси.
Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме в семье знатных родителей. У Евфимиана и его супруги Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды – и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого «защитник»).
Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Родители воспитывали его как христианина. Своим примером они учили помогать нищим, быть добрым к обездоленным и тем, кто просит помощи. Отец его сенатор Евфимиан ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. Еще мальчиком Алексей усвоил этот урок и мечтал оставить мир, чтобы служить Богу.
Когда Алексий достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Алексий был обручен с очень красивой девушкой из знатной семьи. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью».
Алексий вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом. Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на Плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы.
Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.
Однажды в Эдессе появились слуги его отца. Они много месяцев искали пропавшего Алексия. Но в исхудавшем и осунувшемся от поста подвижнике они не узнали господского сына и подали ему милостыню. Алексий был благодарен Богу за то, что Он позволил ему принять милостыню от собственных слуг.
Слуги вернулись в Рим, так и не найдя Алексия. Тогда родные смирились и, хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию. Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий.
За подвижнический образ жизни, за непрестанную молитву многие стали называть Алексия праведником, человеком Божиим. Но он, чтобы избегнуть славы, в которой не нуждался, тайно покинул город Эдессу и сел на первый уходящий корабль. Сильная буря, внезапно поднявшаяся на море, изменила планы путешественника. Вместо города Тарса (родина апостола Павла) Алексий оказался у берегов Италии, недалеко от Рима.
Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошел к родному дому. Никем не узнанный, он явился в дом своих родителей и попросил разрешения жить с ними. Евфимиан и Аглаида с радостью приняли человека, который нуждался в их помощи, и поселили его, по одним сведениям, в чулане под лестницей, по другим – в отдельном маленьком домике на территории своего владения.
Еще семнадцать лет провел Алексий в посте и молитве. Хотя хозяева дома присылали ему пищу с собственного стола, слуги забирали ее и не скупились на унижения святого. Жить в доме родителей Алексию было нелегко, ведь он наблюдал ежедневно и свою мать, и несчастную невесту, которые продолжали оплакивать его внезапное исчезновение.
Когда же приблизился час его кончины, Алексий записал всю свою жизнь, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.
В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия – и с престола снова был глас: «В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите».
В храме присутствовали римский император Гонорий (395–423), а также Папа Римский Иннокентий I (402–417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга Евфимиана рассказал всем о нищем, который живет в доме его господина уже много лет, смирено сносит унижения и непрестанно молится. Евфимиан поспешил к нищему, но уже не застал его в живых. Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке Алексий держал крепко зажатый свиток.
Тело святого с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам.
Многие тогда плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали.
Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. 30 марта (17 по старому стилю) 411 года честные останки Алексия, человека Божия, были погребены в храме во имя святого Вонифатия, где преподобный когда-то венчался со своей невестой. В 1216 году мощи святого были обретены.
…И в день памяти преподобного Алексия, Человека Божиего, и в другие дни мы горячо молимся любимому на Руси святому:
Возвысився на добродетель и ум очистив,/ к желанному и крайнему достигл еси,/ безстрастием же украсив житие твое/ и пощение изрядное восприим совестию чистою,/ в молитвах, яко безплотен, пребывая,/ возсиял еси, яко солнце, в мире,// преблаженне Алексие.
(Тропарь преподобному Алексию, человеку Божию, глас 4)
Подготовил Николай Головкин