Фильмы Кристофера Нолана требуют неоднократного пересмотра, чтобы зритель полностью осознал все уровни и детали сюжета. Фильм "Начало" не стал исключением. Вышел он в 2010-ом году, а сюжет рассказывает о том, как внутри сна можно имплантировать идею другому человеку. Концепция настолько сложна и амбициозна, что обсуждения фильма стали поводом для всемирных разногласий.
Давайте погрузимся на несколько уровней в "Начало". По своей сути в основе "Начала" лежат две вещи – скорбь и вина. Персонаж Леонардо Ди Каприо, Кобб, делает всё возможное, чтобы вернутся к детям после того, как его жена, Мол, покончила с собой. Хотя Кобб считает, что это он её убил.Их эксперимент затянулся и они оставались в Лимбе слишком долго, поэтому Кобб хотел вывести их отсюда и поместил страшную идею в голову жены. Она больше не могла отличить сон от реальности. Для того, чтобы проснуться, надо покончить с собой, и она считала, что всё вокруг – просто ещё один уровень реальности. Она верила в то, что выпрыгнув из окна отеля она, наконец, проснётся. Кобб чувствовал колоссальную вину за это и далеко запер в своём подсознании мысли о ней. Но когда его протеже, Ариадна, выпускает во сне проекцию Мол, она становится основным препятствием для выполнения миссии по внедрению идеи в голову жертвы. Она появляется на третьем уровне и отправляет их цель, Роберта Фишера, в лимб. Кобб постепенно понимает, что проекция Мол была лишь защитой для его скорби и вины и он позволяет Ариадне убить её.
Тема сложной потери получает аллегорию в лице Роберта Фишера, потому что его ведут через 5 уровней скорби по смерти его собственного отца. В конце Кобб вынужден принять реальность, когда он воссоединился со своими детьми. И после этого он отпускает свою скорбь и вину. Скорее всего не является совпадением тот факт, что Нолан потерял отца в 2009 ом году, поэтому, вероятно, фильм является для него очень личным.
Вопрос о том, упадёт ли волчок, является самым большим вопросом для всех зрителей. Волчок является тотемом Кобба, который он создал, чтобы отличать сон от реальности. Во сне он будет крутиться вечно, а реальности однажды упадёт.
Для Нолана же смысл концовки заключается в том, что не важно, на каком уровне сна или реальности находится Кобб – вот почему ему совершенно не важно, упадёт его волчок, или нет. Он счастлив тому, что воссоединился со своими детьми. Эта реальность для него является той, которую он
хочет. И не важно, сон это, или нет.
В Греческой мифологии Ариадна – это юная богиня с острова Крит, которая заправляет лабиринтом. В него каждый год отправляются Афиняне и приносят себя в жертву. Но она влюбляется в одну из предполагаемых жертв, в Тесея, и помогает ему сбежать, дав ему клубок красных ниток и меч, чтобы одолеть Минотавра и найти выход из лабиринта.
Ариадна из "Начала" не только носит почти всё красное, но и помогает Коббу одолеть его внутренних демонов – ужасающих образов его погибшей жены. Некоторые фанаты теоретизировали, что Ариадну изначально нанял отец Мол, Стивен Майлс, чтобы та обнаружила, убил ли Кобб его дочь, или же она покончила с собой, как он утверждает.
Это бы объяснило, почему Ариадна так интересовалась историей Кобб и Мол. После того, как на него влияет утрата, она начинает чувствовать к нему симпатию и решает помочь ему сбежать в конце. Прямо как в мифах.
Кобб и компания должны были погрузиться на несколько уровней в сознание Фишера в контексте его преданности компании отца, но в конце становится очевидно, что всё, чего хотел Фишер – это уважение родителя. Вот почему когда отец просит его открыть сейф в больничной палате, смоделированной во сне, мы видим лишь ветряную игрушку, которая напоминает Фишеру о его счастливых днях детства. Для Фишера та игрушка означает, что отец всегда дорожил им больше, чем показывал. А это имеет для него немаловажное значение. Фишер сам становится мужчиной и берёт в своё руководство часть компании, причиняя мистеру Сайто серьёзные проблемы. Мистер Сайто не сказать, чтобы злой. Он готов пойти на многое, чтобы его компанию ждал финансовый успех, включая, в прямом смысле, проникновение чужой разум и имплантированные в него мыслей. Но план Сайто имеет неприятные последствия, когда он умирает во сне и отправляется в лимб. Коббу удаётся его спасти, но к тому времени Сайто уже старик. Когда они возвращаются со всех уровней сна в реальность, Сайто не радуется финансовой победе – он становится стоиком, который поменял своё мнение после времени, проведённого в лимбе.
С помощью и Сайто и Фишера, Нолан как бы говорит, что есть в жизни большее, чем погоня за богатством. Эту тему он хорошо раскрыл в своём следующем фильме – в "Тёмном рыцаре: Возрождение легенды".
Но это не единственный фильм, на который повлияло "Начало". То, что было создано "Началом", повлияло не только на "Тёмного рыцаря" и на определённых его персонажей, как бы странно это ни звучало.
Персонаж Джозефа Гордон-Левитта из "Начала" должен охранять своих беспомощных соратников примерно также, как его персонаж защищает невинных детей в "Тёмном рыцаре: Возрождение легенды". Бейн - Тома Харди, тем временем, как бы продолжает играть своего персонажа Имса, используя маску и невероятное насилие. Миранда и Мол в исполнении Марион Котийяр страдают от собственных убеждений, и обе, не раздумывая, пожертвуют собой ради цели, в которую верят.
В итоге "Начало" Нолана повлияло не только на его дальнейшие фильмы.
Эта картина собрала 825 млн долларов по миру и вызвала колоссальное признание критиков, но Начало создало целую волную высоко-концептуальных научно-фантастических фильмов. "Петля времени", "Исходный код", "Меняющие реальность", "Области тьмы", "Время", "Грань будущего" и "Люси". А потом Марвел сделали "Доктора Стрэнджа", который ещё раз изогнул город на экране.
Но самым очевидным, и самым раздражающим влиянием фильма, оказалось вот это...
Композитор Ханс Циммер придумал такую музыку для экшн-сцен, что подобные тяжёлые звуки преследуют научно-фантастические блокбастеры по сей день. И, да, сам Циммер согласился, что это его бесит. Он сказал Vulture: «Это просто ужасно! Это идеальный пример того, как дело зашло слишком далеко. Музыка превратилась в клише для боевиков.
А когда становится много имитаций можно запутаться!»
А в ответ на это мы слышим... Как только фильм "Начало" добрался до кинотеатров, поклонники спали и видели сиквел. Нолан публично высказывал идею о видеоигре, которая позволит игрокам исследовать мир "Начала", но, пока что, ничего не слышно. Может быть однажды мы и сможем погрузиться в сон, и на деле понять, что это такое – изменять реальность, которую кто-то придумал.