Найти тему
Служение каждому

Книга «Святой Дух». Глава 9. Ведомые Духом

Оглавление

С разрешения издательства «Ученик» публикуем главы книги Дагласа Джакоби «Святой Дух. Божественная Сила: Истина и Ложь».

Глава 9. Ведомые Духом

Как Дух направляет учеников

Теперь, когда мы обрели уверенность в Божьих дарах и благодати, давайте обратимся к тому, как Бог направляет нас. Можно ли понять Его волю? Мы увидим, что быть послушными Духу ничем не отличается от повиновения Богу или Иисусу. Ведь они одно.

Духовный гироскоп?

Веками была и остается популярной идея о том, что, следуя за внутренним светом, мы не сойдем с пути. Ричард Карлсон, автор бестселлера «Не переживайте по пустякам… Все это мелочи жизни», утверждает в своей книге наряду с другими, полезными, советами:

«У вас в распоряжении надежная система-путеводитель по жизни. Это ваши чувства, и они дают вам понять, сбились вы и направляетесь к несчастью и конфликтам или уверенно идете по дороге к умиротворению. Чувства служат барометром, который показывает вашу внутреннюю погоду».1

К сожалению, созвучные мысли можно встретить в большей части литературы, продающейся в христианских книжных магазинах. Некоторые могут задаться вопросом, не в том ли и есть смысл фразы «быть ведомым Духом»? Так ли святы отдельные личности, что отрывки из Притч 14:12 и Книги пророка Иеремии 17:9 (ниже) к ним не относятся?

«Бывает путь, который кажется человеку прямым, но в конце его — пути смерти» (Притч. 14:12).

«Сердце лукавее всего и неисцелимо — кто в силах понять его?» (Иер. 17:9).

Можно абсолютно точно утверждать, что за чувствами следовать опасно. У них мало общего с повиновением Духу, и они никак не помогут вам «выстоять». В любом случае, гироскоп выравнивается благодаря другой силе ― всемирного тяготения. Без вращения (ежедневного решения следовать за Христом) и гравитации (силы Слова в нашей жизни) аппарат быстро накренится.2

Во всю полноту истины?

Большинство неопятидесятников,3 утверждая, что их ведет Дух, цитируют отрывки из Евангелия от Иоанна 14:25–26 и 16:12–13. Чтобы избежать путаницы, я лучше приведу их в контексте:

«Все это Я сказал вам, пока еще нахожусь с вами. Заступник же, Святой Дух, Которого Отец пошлет вам во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, о чем Я вам говорил». (Ин. 14:25–26).

«Многое Мне еще хотелось бы вам сказать, но сейчас вам не под силу это воспринять. Вот когда Дух истины придет, Он введет вас во всю полноту истины. Он не будет говорить от Себя, но будет передавать то, что Сам слышит, и скажет вам, что должно произойти». (Ин. 16:12–13).

Во-первых, для кого даны отрывки? Перед нами практически последние слова Иисуса перед арестом, обращенные к апостолам. Им, а не нам, обещано: a) напоминание о том, чему учил Иисус, и б) введение во всю полноту истины. Первое адресовано тем, кто слышал Его учение, но чья память не могла удержать его без Божественной помощи. Второе относится к будущему, к подготовке церкви. Оба обетования исполняются в Новом Завете. Евангелия отражают слова и жизнь Иисуса. Деяния апостолов, Послания и Откровение описывают учение применительно к церкви. Нет никаких доказательств, что все христиане находятся на одном духовном уровне с апостолами или что у Духа для нас есть особое откровение!4

Библия говорит…

«Быть ведомым Духом» — библейский термин. Проблема в том, что миллионы людей его исказили и творчески переосмыслили, сделав совершенно небиблейским! Популярное учение о том, как Дух руководит нами, заключается в следующем. Когда Он входит в наши сердца, мы автоматически обретаем «путеводитель», «духовный гироскоп», с помощью которого Бог направляет нас по жизни через лабиринты решений. Что говорит Библия? Наиболее прозрачные отрывки находим в Посланиях к Римлянам и Галатам:

«Поэтому, братья, мы не должники греховной природы, чтобы жить так, как она нам диктует. Если вы живете так, как вам диктует греховная природа, вы погибнете. Если же вы Духом умерщвляете ее действия, то будете жить. Потому что все, кем руководит Дух Божий, являются сыновьями Божьими. Вы получили не дух рабства, чтобы опять жить в страхе, а Духа усыновления, Которым мы и обращаемся к Богу: «Абба! Отец!» (Рим. 8:12–15).

«А я говорю: живите по Духу, и тогда вы не будете идти на поводу желаний вашей греховной природы. Потому что греховная природа желает того, что противоречит желанию Духа, а Дух желает того, что противоречит желаниям греховной природы. Они постоянно выступают друг против друга, и в итоге вы не делаете того, что хотели бы делать. Но если вами руководит Дух, то вы уже не под Законом». (Гал. 5:16–18).

В каждом отрывке Библия учит нас, что ведомые Духом умерщвляют греховную природу (буквально «плоть»). Дух направляет нас по нравственной воле Бога, а не мистической в отношении каждой детали нашей жизни. Большинство решений придется принимать самостоятельно, без Божественного руководства. Конечно, это никоим образом не исключает молитвы, обращения за советом и тщательного взвешивания библейских принципов.

История вопроса в Ветхом Завете

Как видно из Послания к Римлянам 8 и Послания к Галатам 5, быть ведомым Духом означает умерщвление плоти. Перед нами наиболее распространенное значение термина в Новом Завете. Какова его предыстория в Ветхом?

Отрывок из Книги пророка Иезекииля 36:27 показывает, что Дух будет понуждать нас повиноваться Богу, конечно, при условии, что мы сами хотим (см. Пс. 39:9, 24:5). Дух не будет подавлять нашу волю. Мой любимый отрывок на данную тему:

«Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты — мой Бог. Пусть выведет меня Дух Твой благой на ровное место» (Пс. 142:10).

Очевидно, что позволить Духу направлять нас — вопрос дисциплины. Легких путей нет. (Насколько сильно отличается харизматический подход, в котором «руководство» зачастую имеет в виду тропу наименьшего сопротивления.) Практикуя послушание, мы учимся идти за Духом, а не просто следуем своему чутью и интуиции.

Исторический пример можно найти в десятой главе Чисел, особенно в тридцать первом стихе. В пустыне израильтяне шли за облаком (или огненным столбом по ночам). Вы могли бы подумать, что направление, в котором Бог пытался вести их, сложно не заметить, особенно с огромным указателем в виде облака! Так почему Моисей стремился заполучить хорошего проводника? «Ты будешь нашими глазами», — говорит он Ховаву. Вероятно, даже под Божьим руководством нам придется принимать множество мелких решений.

Что касается практики. Бог показывает путь с помощью облака (общие библейские принципы, непостижимое стечение обстоятельств, Божественное провидение и т. д.), а также через людей, логику, здравый смысл и конкретное применение Его Слова. И нам нужно найти баланс, не полагаясь всецело ни на человеческие силы (особенно наши собственные), ни погружаясь слишком глубоко в духовный эфир.

Да, руководство приходит из Слова, но в более широком смысле Дух направляет нас через послушание в целом, как видно из Псалма 142:10 и Книги пророка Иезекииля 36:27. Дух работает в нашей жизни через Божье провидение так, как мы даже не представляем. Держите в уме аналогию с путеводным облаком, когда размышляете о том, как Отец ведет Свой народ, с точки зрения человеческой и божественной.

Обличение греха

Фразы «Дух сказал мне не ходить сегодня на собрание» или «Дух подсказывает мне пойти в «Макдональдс» на обед» противоречат Библии. Подобные высказывания, однако, часто звучат в кругу неопятидесятников, особенно когда кто-то пытается убедить другого поступить так, а не иначе. Интересно, но мало харизматов признаются: «Дух побудил меня покаяться в обжорстве» или «Дух ведет меня к покаянию в предрассудках и учит любить людей всех рас». Все же в Библии ясно сказано, что цель Духа — в обличении греха:

«Когда Он придет, то обличит мир в его неправильном суждении о грехе, о праведности и о суде: о грехе, потому что они не верят в Меня, о праведности, потому что Я ухожу к Моему Отцу, и вы Меня уже не увидите, о суде, потому что князь этого мира осужден» (Ин. 16:8–11).

На первый взгляд может показаться, что Дух осуждает независимо от того, была проповедована Благая Весть или нет. Но это не так! Слово Бога обвиняет (см. Иер. 23:22) и приводит к вере (см. Рим. 10:17). В Книге пророка Неемии (9:20–30) видим, что в Ветхом Завете Дух говорил с людьми через пророков. Главный недостаток лжепророков в том, что они не выносили на свет грехи людей (см. Плач. 2:14). Итак, когда мы убеждаемся в необходимости изменений, Дух работает в наших сердцах через Слово Бога. Я благодарю Всевышнего за мощные проповеди и постоянные вызовы от тех, кто любит меня. Мне они нужны! Ведь Бог прославляется через наши изменения.5

И снова, обличая нас в грехе, Дух направляет нас к нравственной воле Бога ― на «прямые пути»6. Конечно, Он делает еще много чего! (Если бы это было не так, книга была бы намного короче.) Но таким действием Святого Духа современные христиане часто пренебрегают в угоду более эффектной религии — близкой родственницы «Сети экстрасенсорных друзей»*.

Руководство через мужчин и женщин веры

Писания снова и снова учат нас, что больше шансов следовать по истинному пути, если мы строим планы на основании советов (см. Притч. 12:5, 12:15, 13:10, 15:22, 19:20, 20:18). Рекомендации других помогают не потому, что люди просветленнее нас, а потому что они дают более объективную картину той проблемы, которую мы хотим решить. С несколькими советчиками мы скорее обретем мудрость, чем с одним.

Конечно, существуют области, в которых экспертное мнение можно получить от неверующего. Чтобы подсказать вам, как лучше обслуживать машину или завязывать шнурки на ботинках, думаю, не нужен духовный ученик! И все же в вопросах свиданий и брака, молитвы и изучения Библии полагаться исключительно на посторонних, думаю, было бы безрассудно (см. Притч. 13:20, Ис. 19:11, Иез. 11:2)!

Бог действует через советы других людей. Но не принимайте их за просветленных! Некоторые считают, что положение лидера делает любую рекомендацию «Божьей волей». Такие идеи не только нелогичны и противоречат Библии, но и чреваты злоупотреблениями. Скорее всего, перед нами не более чем мнение, пока оно не подкреплено Библией.

Приятно, когда есть особенный друг-христианин или наставник, направляющий вас. И все же Божья воля зачастую проясняется после консультаций с несколькими верующими мужчинами и женщинами. В таком случае, безусловно, это путь, которым Дух ведет народ.

Еще мы можем лучше понять Божью волю, наблюдая, как живут люди веры (см. 1 Кор. 4:15–17, 11:1, Флп. 4:9, Евр. 6:11–12, 13:7).

Отступление. Дух и романтика

Один из самых сложных вопросов, в которых можно распознать Божью волю, касается романтических отношений. Как отличить настоящую любовь от чувства любви? Влюбленность — эйфория, эмоциональный всплеск — не то же самое, что любовь. В общем, было бы разумно не приписывать Духу определенные события или чувства, связанные с романтикой.

Многие оправдывают недуховный брак религиозными соображениями, например: «Дух говорит мне, что она та самая». Библия ясно учит, что ученики должны жениться и выходить замуж за учеников (см. 1 Кор. 7:39, 2 Кор. 6:14 и далее; Езд. 9–10).

В двадцать девятой главе Бытия мы видим достойный восхищения пример Иакова, который семь лет служил Рахили, сохраняя сексуальную чистоту. Благодаря его любви к ней довольно долгий период ухаживаний прошел быстро. (Если бы он не любил Рахиль, разве время тянулось бы мучительно медленно?)

Наконец, вот несколько подводных камней, которых стоит избегать в романтических отношениях:

  • Слишком быстро вступать в них.
  • Сильно привязываться к неверующим мужчине или женщине.
  • Выбирая партнера, искать знаки. Например: «Если она посмотрит на меня, пока я смотрю на нее, я пойму, что она единственная». Тут нет никакой уверенности, что Бог «играет в ту же игру».
  • Сбрасывать со счетов библейские принципы. Свидания с недуховным братом или сестрой в конце концов дорого вам обойдется.
  • Быть слишком придирчивым. Перфекционизм может продлить «холостые» годы!
  • Если ваше христианство подстегивала эйфория, в случае расставания вы можете уйти в крутое духовное пике. Ложное чувство безопасности и благополучия уступит место глубокому разочарованию.

Быть ведомым через Слово

Духовное руководство приходит через Слово, потому что все Писание богодуховновенно. Таким образом, когда мы сопротивляемся простому библейскому учению, мы восстаем против Духа. Многие считают, что Он открывает грехи человека независимо от Библии. Часто так говорят, пытаясь оправдаться: «Когда Дух откроет мне, что сказанное тобой правильно, тогда я изменюсь». Но Писание учит нас, что Дух обличает через Слово (см. 2 Тим. 3:16–17, Ин. 16:8).

Когда Слово поселится в наших сердцах (см. Иер. 31:33), приучит постоянно следовать Его принципам. Тогда Дух, естественно, сможет вести нас без необходимости все время заглядывать в Библию и спрашивать совета. Так появится духовная привычка. Но даже в таком случае мы не защищены от ошибок. Высшим авторитетом остается Слово Бога.

Ведомый Духом. Выводы

Прежде чем перейти к вводному исследованию суеверного образа мыслей (которое мы продолжим в десятой и одиннадцатой главах), давайте обобщим наши выводы.

  • Дух не ведет нас через чувства. Все разговоры о «побуждениях», внутренних ощущениях и таинственных откровениях не более чем «пустословие».
  • Единственными, кому обещали «введение во всю полноту истины», были апостолы.
  • Главная цель Святого Духа — обличать нас в грехе и помогать в его преодолении. Наиболее полно и ясно об этом говорится в Новом Завете (Рим. 8 и Гал. 5).
  • Быть ведомым Духом не означает, что мы больше не принимаем собственные решения.
  • Чем глубже Слово Бога проникает в наши сердца, тем больше мы можем полагаться на интуицию. Но ошибки все равно будут.
  • В Ветхом Завете следование за Духом связано с послушанием Богу и Его Слову.
  • Дух обличает грех. Соответственно, духовный человек — пример для остальных, а проповедь — послание, которое убеждает слушателей в библейской истине.
  • Божий Дух ведет нас через библейские принципы.
  • Будьте осторожны, приписывая романтические чувства действию Духа.
  • Дух также направляет нас через зрелых в Слове мужчин и женщин.

«Мне хорошо!»

У многих религия тесно связана с «хорошим самочувствием». В подобном ощущении нет ничего плохого, но не нужно путать его с духовностью. Основное заблуждение ― думать, что духовность означает чувствовать Бога, а не следовать Его Слову. Вместо того, чтобы понимать Библию и повиноваться ей, важным становится подключение к божественной частоте. Короче говоря, правит субъективность.

Ощущения — средство, с помощью которого многие принимают решения. Люди ищут волю Бога у себя в сердце, ибо верят, что именно там с ними говорит Дух. Они должны быть внимательными, истолковывая Божьи знаки в событиях, словах, отрывках, снах, погоде и т. д. и считая, что так их «ведет Дух». К сожалению, они даже не знают, что на самом деле говорит Библия.

Блаженство?

Отрывок из «Путешествия пилигрима» Джона Буньяна (1628–88) прекрасно отражает смысл нашей темы. Ниже приведен диалог между христианином ― «Хр.», ― главным героем, и Невеждой ― «Нев.», ― блаженным верующим. Думаю, вам понравится. Как мы увидим, «Невежды» живут и здравствуют!

«Хр.: Как дела, добрый юноша? Живет ли в твоей душе Бог?

Нев.: Надеюсь, что да. Я постоянно чувствую в себе много прекрасных стремлений, заполняющих душу и утешающих меня во время путешествия.

Хр.: Какие же это прекрасные стремления?

Нев.: Какие… Вот, например, я думаю всегда о Боге и о Небесном Царстве.

Хр.: О Нем думают и дьявол, и осужденные в аду.

Нев.: Но я не только думаю о Нем, но и желаю обрести небесное.

Хр.: Этого желают многие, которые, однако, никогда не получат жизни вечной. «Душа ленивого желает, но тщетно».

Нев.: Но я ради этого оставил все!

Хр.: Сомневаюсь: оставить все — дело нелегкое; труднее, чем многие думают. Но что дает тебе уверенность в том, что все действительно оставлено тобою ради Бога и неба?

Нев.: Мое сердце подсказывает это мне.

Хр.: Мудрец сказал: «Кто верит своему сердцу, тот безумен».

Нев.: Это сказано о дурном сердце… Мое же — доброе.

Хр.: Но чем ты это докажешь?

Нев.: Оно поддерживает мои надежды на небесное блаженство.

Хр.: Сердце человеческое обманчиво, оно может тешить пустыми надеждами.

Нев.: Сердце мое и мой образ жизни пребывают в совершенной гармонии, и потому мои надежды не беспочвенны.

Хр.: Откуда ты знаешь, что твое сердце и твой образ жизни гармонируют?

Нев.: Мне сердце говорит это.

Хр.: Опять твое сердце! Решить это может только Сам Бог, всякое иное свидетельство не имеет никакой ценности.

Нев.: Но если у меня добрые мысли и стремления, значит, и сердце мое хорошее, а жизнь по заповедям Божиим — не благочестивая ли жизнь?

Хр.: То, что ты говоришь, верно. Но воображать себя благочестивым или в действительности быть им — разные вещи»7.

Главный герой прав: одно дело — следовать Божьим заповедям, и совсем другое — воображать, что ты живешь как христианин.

Иисус в Техасе

Кеннет Хейгин, влиятельный харизмат, автор и проповедник, раскрывает некоторые секреты в своей книге «Как быть ведомым Духом Божьим». В предисловии он делится «открытым видением» Иисуса в гостиничном номере Эль Пасо, Техас, и получасовой беседой с Господом. Иисус был ростом 1,80 м и весом около 80 кг — настоящий гигант по меркам Палестины первого века.

Я бы очень осторожно относился к словам любого, кто считает себя настолько важным, чтобы Иисус нанес ему личный визит. Тем более, когда Хейгин знакомит читателя с главной идеей своей книги: «Дух Божий ведет нас через наш дух».8

Далее он утверждает, что основной инструмент Бога для направления Его детей — «внутренний свидетель». Он пишет: «Если вы обновляете свой дух Словом Божьим, все, что скажет вам ваш дух, будет правильным».9 Одна из глав его книги даже называется «Слушайте свое сердце».10

Хейгин заключает: «Если вы следуете этим пунктам… через некоторое время вы увидите волю Бога-Отца в мельчайших деталях вашей жизни. Вы получите рекомендации и всегда будете мгновенно слышать «да» или «нет». Ваш дух будет говорить вам, что делать».11

Это ошибочно по двум причинам.

1. Предполагается, что воля Бога касается мельчайших деталей нашей жизни. Бог, несомненно, участвует в человеческой судьбе. Ведь «в Нем мы живем, движемся и существуем» (см. Деян. 17:28), нам Он «предопределил быть подобными образу Своего Сына» (см  Рим. 8:29), Его провидение обращает во благо даже наши ошибки (см. Рим. 8:28), и Он лично заботится о нас. Но где доказательство того, что Божий «план» распространяется на незначительные мелочи? В Книге Екклесиаста 9:11 говорится, что «все зависит от времени и случая». Библейских доказательств, однако, немного. Отрывки, которые обычно цитируют в подтверждение традиционного подхода, в лучшем случае двусмысленны.12

2. Суеверие предполагает фокус на своих чувствах, что приводит к безнадежной путанице между волей Бога и нашими желаниями. Одно из следствий такого подхода — допущение, что, прислушиваясь к себе, вы никогда не ошибетесь (в конце концов, поступить так вас побудило «руководство» Духа). Ответственность за ваши действия, таким образом, ложится на Бога, а не на вас. Неудивительно, что подобная философия поощряет мнительное отношение к жизни с вечным вопросом: «Что бы это могло означать?»

«Ты осуждаешь меня!»

Мы должны любить тех, кто попал в сети суеверной духовности. Чтобы оживить тему, позвольте мне поделиться двумя историями.

Когда я жил в Лондоне (1982), я встретил дружелюбного австралийского парня, который обитал этажом ниже. Он был довольно религиозен, и вскоре мы начали изучать Библию. Особенно сложно нам дался отрывок из Откровений 3:14–22, призывающий к святой жизни (см. двенадцатую главу данной книги). Я спросил Нила об отношениях с Богом. Он самоуверенно ответил, что все хорошо. Тогда я задал ему еще один вопрос:

― Откуда ты знаешь?

― Просто знаю, и все, — сказал он.

― А откуда ты «просто знаешь»? — не унимался я.

― Чувствую в душе.

― Нил, а как же все то, о чем мы только что прочитали в Библии? — я продолжал настаивать.

― Теперь ты осуждаешь меня! Я больше не хочу это обсуждать!

Излишне говорить, что наши отношения заметно охладели. Если человек ставит вечность на чувства, вы открываете ему Слово Бога, но он не желает уступать ни на дюйм, мало что можно сделать. Отступите, попробуйте еще раз позже. Если он по-прежнему непреклонен, оставьте его (см. Мф. 10:14). Молитесь, чтобы Бог изменил его сердце (см. 2 Тим. 2:26).

И как от него отличался герой другой истории! Когда мы с семьей жили в Мэриленде, пылкий парень по имени Дэрин пришел в церковь, где я проповедовал. После службы он сказал, что ему не терпится пообщаться. Но сделать это нужно быстро, так как через пять дней он собирался в «школу проповедников».

Мы договорились о встрече. Скоро стало очевидно, что Дэрин, такой же благовестник и преданный истине, делал ставку на спасение, основываясь на чувствах и переживаниях. Он верил, что обладает даром «говорить на языках». Поэтому ошибочно предположил, что понял Евангелие (см. Деян. 19:1–5). Через три дня глубокого изучения Библии и противостояния некоторым из друзей по поводу их убеждений, Дэрин решил стать учеником. И хотя столкнулся с сопротивлением, он не поехал в школу проповедников, а остался служить в церкви округа Колумбия. Вскоре он поступил в местный университет. По сей день это счастливый, наполненный и уверенный в себе христианин. Дэрин рад тому, что новые друзья были готовы показать ему, где он находился согласно Писанию (см. Еф. 4:25), и направить на верный путь. (Какой контраст с Нилом!)

Суд принадлежит Богу. Он оценит мотивы и вынесет последний, окончательный приговор. Тем не менее, Библия учит нас, что мы должны судить, помогать, советовать, учить и предостерегать друг друга во Христе (см. Мф. 7:1–6, 1 Кор. 5:12–13, 6:1–5, Ин. 7:24, Кол. 1:28–29). Все ученики знают, что одни готовы исправиться, а другие нет (см. Притч. 9:7–9, 12:1).

Не стоит недооценивать влияние ложного учения на духовность и даже на спасение. Давайте наберемся смелости говорить истину с любовью (см. Еф. 4:15), когда на карту поставлены доктринальные вопросы.

Заключение

Конечно, Святой Дух может действовать, как Ему угодно, и направлять на пути, которых мы не понимаем. Дух не ограничен нашим представлением о Нем. У того, кто пытается свести работу Духа к человеческим формулам, не получится загнать Его в рамки. Но Дух руководит Божьим народом в первую очередь через Слово и никогда никому не скажет действовать вопреки Библии. Популярная религия, наоборот, учит, что чувствовать Бога важнее, чем следовать заНим.

Нам нужно указывать людям на Слово Бога. Чувства изменчивы, но Слово — константа в уравнении жизни (см. 1 Пет. 1:25). Вдохновляйте людей читать Библию, подчиняться ей и позволять Духу вести их.

ВОПРОСЫ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

•  Святой Дух действительно ведет меня через Слово? Осознаю ли я этот факт?

•  Торжествует ли Дух над плотью в моей жизни?

•  Я суеверен или легковерен? У меня были заблуждения по поводу того, как Дух ведет меня?

____________ПРИМЕЧАНИЯ____________

1. Ричард Карлсон, «Не переживайте по пустякам… Все это мелочи жизни»(Москва: «Рипол-Классик», 1999).

2. Пару слов об отрывке 1 Ин. 2:18–29. Сейчас модно говорить, что Бог помазал проповедника или какого-то спикера. Это «помазание» дарует вдохновение от Бога, особый доступ к Его воле и руководству. В приведенном выше отрывке «помазание», полученное нами от Духа, относится скорее к наставлению и введению в «азбуку» веры, чтобы лжеучения не могли обмануть нас. Данный отрывок выходит за рамки одного наблюдения, поэтому дальше обсуждать его не будем. Задайте себе вопрос: «Оно хотя бы отдаленно напоминает «помазание» многих современных проповедников?» Очевидно, что ответом будет «нет». Помазание — это не вдохновение; оно не имеет ничего общего с прямой линией связи с Отцом.

3. Неопятидесятничество отличается от пятидесятничества и выступает как современное харизматическое учение, основанное на теологии пятидесятничества, превалирующей почти во всех основных деноминациях. Другими словами, это движение, в котором учения и практики пятидесятников распространились на непятидесятнические церкви.

Впредь я буду использовать термин «неопятидесятничество» в отношении всего движения харизматов и иногда ― расхождений между неопятидесятничеством и доктриной классических деноминаций пятидесятников.

4. Более того, апостольское и пророческое воплощение данных обетований легло в основу церкви (см. Еф. 2:20). И раз фундамент уже заложен, сейчас нет ни пророков, ни апостолов.

5. То, что мы должны услышать Весть о Христе, дабы прийти к вере, ясно изложено в Послании к Римлянам 10:13–17. Именно здесь мы видим последовательность: услышать Слово ― поверить Слову ― призвать имя Господа― получить спасение. Это важно, ведь многие верят, что можно спастись, не слыша или не понимая Евангелия. Живой пример действия такой последовательности можно найти в Деяниях 22:1–16.

6. Библейское обоснование см. в Притч. 2:13, 4:11, 4:25–27, Евр. 12:13, Мк. 1:3 (ср. Ис. 40:3).

7. Джон Буньян, «Путешествие пилигрима»(Москва: «Рипол-Классик», 2021).

8. Кеннет Хейгин,«Как быть ведомым Духом Божьим»(Санкт-Петербург: Христианская Миссия, 2009).

9. Там же.

10. Это напоминает апокрифическую книгу Сираха 37:13, где говорится: «Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его».

11. К. Хейгин, «Как быть ведомым Духом Божьим».

12. Рекомендую к прочтению: Гарри Фризен, «Принятие решений и воля Божья»(Портленд, Орегон: Multnomah Press, 1980).

* «Сеть экстрасенсорных друзей» — телефонная психиатрическая служба США в 1990-х. Рекламные ролики компании часто транслировались по ночному телевидению.

Продолжение следует…