Искусство рассказывает нам историю в красках. Как жили и чем занимались простые женщины из народа в прошлом? Как они выглядели? Посмотрим на работы художников, и они нам расскажут много интересного...
Листаю Дзен и вижу, как много тут прекрасных рукодельниц, и чего они только ни создают! Больше всего люблю, когда показывают, как мастерят сами – зрелище успокаивающее, особенно, когда в конце получается настоящее произведение искусства!
Поэтому мне захотелось показать и рассказать, как и почему художники стали изображать в своих работах рукодельниц. Давайте вспомним самые яркие работы и немного поговорим о женщинах и их занятиях.
Недавно готовила лекцию по русской живописи и попались мне прекрасные работы Василия Тропинина. Одним из первых в отечественном искусстве он стал выбирать героями своих произведений не только известных современников, но и простых людей – крестьян, прислугу.
И это были не просто портреты, а жанровые сценки: как будто выхваченный момент из повседневности. Самые яркие из этих работ – прекрасные изображения рукодельниц.
Наиболее известная - «Кружевница». Она принесла Тропинину славу мастера женских образов. Девушка будто на мгновение оторвалась от своего занятия и взглянула на нас, зрителей. Взгляд ее игривый и даже немного кокетливый. Труд ей явно не в тягость, она увлечена и мастерски справляется со своей работой.
Образ ее несколько идеализирован, что характерно для живописи той эпохи, но в то же время изображение не лишено и портретных черт. «Кружевница» была восторженно принята критиками и современниками, публицист Павел Свиньин писал:
«…и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину... Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки её остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, — и все это изображено с такой правдой и простотой».
Тропинин создал новый тип жанрового портрета, где важнейшую роль играют дух интимности, домашнего быта и радости повседневной жизни. То же самое можно сказать и о других работах подобного плана: «Золотошвейка», «Пряха» — они очаровательны. Возможно, изображения из народа давались ему так мастерски, потому что Тропинин был им близок: он был крепостным, и только после 40 лет получил вольную...
Но не только девушки из народа были изображены за рукоделием. Было это любимым времяпрепровождением дворянок и светских дам. Тот же Тропинин создал прекрасный портрет «Дама за прошивками». Ничего удивительного, ведь рукоделие было обязательным элементом воспитания девочек. Навыки вышивания, вязания, шитья одежды и ее украшения прививались еще в раннем возрасте. Каждая представительница женского пола независимо от ее социального статуса должна была искусно владеть ниткой и иголкой.
Но для крестьянок рукоделие не было милым времяпрепровождением. Это скорее была обязанность каждой женщины – одевать членов своей семьи. Обычно женщины собирались вместе на так называемые «попрядухи» – вечера занятия рукоделием. На пошив одной рубашки уходило не меньше месяца, и здесь нужно было не только мастерство, но силы и упорство.
Владеть же рукодельным искусством приписывалось каждой. Так, чтобы продемонстрировать свое мастерство, женщина обязана была сплести как минимум одно большое и красивое полотно. Особенно ценились работы незамужних девушек. Поэтому в женских монастырях рукоделие было одним из основных занятий.
Также в монастырях занимались вышивкой, которая шла на продажу. Известно, например, что русские кружева славились и в Европе. Некоторые мастерицы в плетении использовали серебряные или золотые нити, которые комбинировали с парчовой тканью и драгоценными камнями. В итоге получались уникальные изделия, настоящие произведения искусства. Такие кружева имели в гардеробе императрицы и цари.
Рукоделием занимались и юные боярские дочери, и и жены. А чем еще могла заниматься женщина на Руси? До Петра I она даже не могла особо появляться на улицах. Только и сидела в своей светлице, да пряла. Как, например, на картинах Константина Маковского.
Но даже когда положение женщины становится более свободным, и она может полноценно участвовать в светской жизни, в обычное время рукоделие было любимым занятием.
Не мудрено. Ведь женщины не могли полноценно работать. Время их в основном проходило дома, в хозяйственных заботах, в воспитании детей. Рукоделие было способом побыть наедине с собой, расслабиться. Ведь согласитесь, это очень медитативное занятие.
Статья моя получилась о рукоделии - красивом и благородном женском занятии. Мне приглянулась эта тема, потому что и сегодня она не теряет своей актуальности.
Сейчас мы уже можем не обшивать семью, купить любые вещи и игрушки в магазинах, но все равно рукоделие процветает и востребовано. Тем более что оно не только успокаивает, но и развивает! Например, моторику, творческие способности, речевые навыки! Не знали? Тогда хочу порекомендовать вам замечательный блог Бабушкин Клуб, который ведет Наталья - педагог с большим опытом.
Собрала несколько замечательных видео, которые сама хочу повторить:
Как сделать милого цыпленка из помпонов на Пасху
Ароматная кукла своими руками
Что можно создать из простого носка?
Признавайтесь, занимаетесь рукоделием? Или может у вас есть любимая картина с изображением рукодельниц?