По закону в Латвии нельзя работать психологом, пока не закончишь бакалавриат, магистратуру и не получишь государственную «лицензию» на практику. Нельзя также работать и ассистентом психолога или заниматься исследованиями. В общем, практически ничего нельзя делать, связанного с будущей профессией, поэтому я и не надеялась на то, чтобы ближайшие 5 лет зарабатывать на чём-то, связанном с психологией.
Но мне повезло! Пришла рассылка на университетскую почту, что среди студентов ищут администраторов для проведения тестирования в рамках международного исследования PISA (на русском «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся»). Я подала заявку и сразу же попала в список администраторов!
Так что ближайшие 2 месяца я пару дней в неделю буду работать на университет, проводить тестирование в школах Риги.
Что за исследование такое?
- Исследование проводится регулярно раз в несколько лет, начиная аж с 2000 года. Само тестирование было разработано в 1997 году.
- В этом году в исследовании участвует около 85 стран мира. Россия тоже является регулярной страной-участницей. Из Латвии в этом году участвуют более 7 тысяч школьников.
- Участники исследования: школьники возрастом 15 лет.
- Цель: выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
- Школьников тестируют в области чтения, математики и естествознания. В этом году добавилось отдельное тестирование на творческое мышление, а в 2025-м году планируют тестировать и навыки иностранных языков.
Некоторые любопытные результаты
- В России в 2018 году тестировали около 8 тысяч школьников. По результатам из 72 стран, Россия заняла 26-е место по чтению, 23-е по математике и 32-е по естествознанию.
- Лидеры категорий: Сингапур, Япония, Гонконг, Канада, Эстония, Финляндия, Тайвань. С местами в разные года в разных странах можно ознакомиться в открытом доступе тут.
В чём заключается моя работа?
Если совсем в двух словах: подключить детей к тесту и следить за порядком.
Но на деле очень много нюансов, чтобы всё проходило на уровне, максимально объективно и конфиденциально:
- Тесты хранятся на флешках, которые выдал нам, администраторам, университет. Утром перед началом тестирования мне нужно заранее приехать в назначенную школу, встретиться с координатором от школы, в кабинете информатики включить все компьютеры, вставить в каждый свою флешку, загрузить на каждом компе программу с тестом, ввести на каждом компьютере длиннющий пароль, обеспечить каждый рабочий стол пустым листиком бумаги для учеников. Это всё занимает минут 30-40.
- После запуска учеников в класс, каждому нужно предоставить лист с их персональными ID и паролями. Затем я рассказываю им об исследовании, провожу инструктаж. После они заходят в систему со своими паролями и приступают к выполнению заданий.
- Тестирование состоит из двух частей (каждая по 60 минут), а затем после обеденного перерыва ребята проходят опросник на 45 минут (об их семье, доме и учёбе). Каждая часть запаролена своим секретным кодом, чтобы все одновременно начинали работу. То есть я отслеживаю время и выдаю пароль лишь в определённый момент.
- Пока ученики решают задачки (кстати, там они не просто какие-то уравнения, а реально очень интересные и иллюстрированные, современные и даже интерактивные задания!), я заполняю кипу бумаг, указывая, сколько учеников явились, и другую административную информацию о текущей сессии.
- В самом конце, перед тем как отпустить ребят, я выдаю им анкеты для их родителей, которые нужно заполнить в течение недели и вернуть в школу.
- Когда все ушли, я на каждом компьютере загружаю решённые тесты на сервер.
Это так, если совсем кратко... Но вижу уже, что кратко не получается 😁
В первый день я очень нервничала, что что-нибудь важное напутаю, переживала, что половина школьных компов не будут работать или ещё что-нибудь. Но сегодня уже чувствовала себя уверенно, да и дети соблюдали дисциплину (вчера немного более буйные попались), так что я довольна!
Пусть работа не особо интеллектуальная, но иметь такую строчку в CV ценно, да и в целом теперь хотя бы знаю, как проводятся такие масштабные исследования изнутри, насколько щепетильный подход к деталям. Это ещё больше повышает «веру» в научные исследования 🙂 Да и вообще, гордость берёт, что участвую в таком известном и масштабном важном деле!
Надеюсь, вам было интересно почитать про мой первый опыт 😊 Верю, что дальше – больше! Есть ли какие-то вопросы про исследование или мое участие? Что удивило или, может, наоборот, разочаровало? Хотели бы сами в чём-то подобном поучаствовать?
Буду благодарна за палец вверх статье, а также рада новым подписчикам на канале «Время психологии». Больше неформального общения со мной в телеграм канале, а тут мой рыжий котец 🐈