Поморы — самобытная малочисленная субэтническая группа русского народа на побережье Белого и Баренцева морей. Субэтнос смешанного происхождения: восточных славян — выходцев из Новгорода и Пскова и малочисленного старожильческого финно-угорского населения беломорского Севера России.
Давайте разберём историю этого интересного народа и выявим основное значение его в истории.
Формирование поморской культуры
В древности регион, в котором возникли поморы, а именно сегодняшний Русский Север, именовался Заволочьем и Двинской землёй; в скандинавских сагах встречается топоним «Биармия». Изначально северные районы Восточной Европы были населены финно-угорскими племенами (в том числе известными в русских летописях как «чудь заволочская»). Славянская колонизация этих земель шла двумя потоками: из Новгорода и из Ростова Великого. Древнейший город севера — Белозерск — предположительно возник у истока Шексны в середине X века. Колониальная экспансия Новгородской республики выражалась в создании более или менее длительно существовавших опорных населённых пунктов вроде Вологды, Каргополя и Олонца. С XIII века существовало Белозерское княжество. В это время проявляются и первые торговые контакты жителей Русского Севера со скандинавскими странами, что в будущем сказалось на развитии поморской торговли, речь о которой пойдёт позже.
Короткий вегетационный период делал земли Русского Севера пригодными для такого земледелия, которое могло удовлетворить лишь собственные потребности населения. Поэтому к северу от Вологды не было крепостничества в той форме, которую оно имело в центральных областях. Однако богатство этих мест пушниной, рыбой и морскими животными привлекало сюда наиболее энергичных и не боявшихся риска лиц, селившихся по берегам рек и Белого моря. Там сформировался своеобразный субэтнос — поморы, на своих ладьях-кочах освоивших западную часть Северного Ледовитого океана, в том числе район Шпицбергена, называвшийся ими Грумант. Отсюда можно считать историю их развития.
Как проходила поморская торговля
В начале лета выловленная зимой и весной в Северной Норвегии рыба закупалась и отправлялась на юг к торговцам в Тронхейм и Берген. Спрос на рыбу в России был очень высок, так как в русской православной церкви соблюдались постные дни, когда разрешалось употреблять в пищу только рыбу и продукты растительного происхождения. Рыба отправлялась в Архангельск, в котором также отгружалось зерно для отправки в Норвегию. Кроме Архангельска поморская торговля осуществлялась судами из других портов вдоль Белого моря, таких как Кемь и Онега, а также из более мелких поселений, таких как Сума, Золотица, Мудьюнга, Сарока и Шуя.
Торговля поморов: расцвет
С 1740 года поморская торговля всё более распространяется в Северной Норвегии, примерно с 1770 года поморы регулярно организовывали поставки дешёвой ржаной муки (известной в Норвегии как "русская мука"), а также пшеничной муки. Зерно выращивалось в Приволжье и доставлялось к торговцам на Белое море. В истории Северной Норвегии были периоды, когда поморская торговля была необходима для выживания. Например, в XVIII веке в Норвегии случилось несколько неурожаев, цена на рожь в Бергене увеличилась в пять раз за 30 лет. Таким образом, поморская торговля оказалась важным источником продуктов питания, рыбаки могли купить дешёвое зерно и муку, и продать улов за хорошую цену. Существовала возможность торговаться (до этого она сильно регулировалась, а с 1783 года правительство посчитало нужным развивать его, и дать поставки хлеба не из Дании, а из России в Северную Норвегию; в 1789 году была полностью уничтожена монополия и открыта свободная торговля), не было посредников, налогов или таможенных сборов. Кроме муки поморы привозили другие продукты питания, такие как овёс, соль, горох, мясо и молочные продукты. Также в Норвегию везли железо, древесину, смолы, бересту, свечи, кастрюли, пеньку, верёвки и холст. Также поморы привозили некоторые предметы роскоши, такие как конфеты, мыло, фарфор и резьба по дереву. В Россию везли рыбу различных сортов, в основном минтай, а также треску, палтус и пикшу.
Позже, в XIX веке Северная Норвегия пережила экономический подъём, улучшилась коммуникация с югом, необходимость Северной Норвегии в импорта зерна сократилась. Тем не менее, поморская торговля увеличилась, она достигла своего расцвета в последние годы девятнадцатого столетия. Торговые льготы были отменены в 1870 году и срок торговли был продлён. В 1874 году торговля проходила между 15 июня и 30 сентября, когда на Белом море свободно ото льда. Важной причиной роста торговли стала легализация торговли напрямую с рыбаками. Количество торговых мест было также увеличено.
Поморы модернизировали свои суда в этот период. Ладьи перестали строить в XVIII веке, вместо них стали использоваться шхуны, йекты и галеасы. Соловецкий монастырь на Соловецких островах в Белом море был религиозным центром поморов. Монастырь имел большое хозяйство вокруг Белого моря, среди его деятельности были строительство судов, солеварение и рыболовство. Он имел несколько пароходов, участвовавших в поморской торговле в начале XX века.
Как правило, более 300 поморских судов с экипажем в составе около 2000 человек посещали Северную Норвегию каждый год. В 1900 году Россия была четвёртым по важности для Норвегии торговым партнёром, главным товаром до сих пор оставалась ржаная мука.
Торговля поморов: упадок
Во время Первой мировой войны правила экспорта были изменены Россией, страх немецких подводных атак ограничивал объёмы поморской торговли.
После революции 1917 года поморская торговля была прекращена. Это оказало негативное влияние на экономику Северной Норвегии, особенно для поселений вдоль побережья, которые существовали лишь для этой торговли. Рыбаки уже не имели возможности продавать выловленное. Тем не менее, время от времени в Норвегию приходили судна, даже после официального прекращения торговли. Последнее поморское судно пришло в Норвегию в 1929 году.
Значение поморской торговли
Многие из больших центров торговли на побережье и во фьордах Северной Норвегии, которые возникли в XIX веке основывались именно на поморской торговле. Торговля оказывала влияние и на другие отношения, например, в 1875 году начались регулярные рейсы пароходов из Архангельска в Вардё. Это положило начало туризму и сезонным работам русских в губернии Финнмарк. Народ Северной Норвегии познакомился с некоторыми элементами русской культуры: чай из самовара, пение, красочные одежды русских женщин и гостеприимство поморских кораблей. Часто суда прибывали в одно и то же место год за годом и норвежцы узнавали капитана и членов экипажа.
А где поморы сейчас?
Во время всероссийской переписи населения 2002 года поморами назвали себя 6571 человек (из них 6295 проживают в Архангельской области (среди них, в частности — губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов), в Мурманской области — 127).
Согласно итогам Всероссийской переписи населения 2010 число людей, назвавшихся поморами, за 8 лет сократилось вдвое и составило 3113 человек (в том числе в Архангельской области — 2015 человек).
Наиболее известные причины их исчезновения: это неприспобленность к современным реалиям. Многие ушли в крупные города на юге, чтобы найти себе работу. Другим пришлось переориентироваться на другие сферы, кто-то пострадал от советской власти.
Тем не менее, культура поморов ещё не забыта, и некоторые организации на Русском Севере стремятся удержать наследие.