«Жизнь подобна фотоаппарату.
Просто сосредоточьтесь на том, что важно, зафиксируйте хорошие моменты и проявите пленку.
А если что-то не получилось, сделайте еще один снимок».
Автор неизвестен
Приветствую тебя, уважаемый читатель!
Сегодня я расскажу о необычной и при этом относительно дешёвой сборке фотоаппарата, которую я использовал и использую для создания своих фото.
Техника
Пользуюсь зеркалкой Сanon 2000D и набором из пяти мануальных (тех самых, из ХХ века) объективов.
Полупрофессиональный фотоаппарат на грани с любительским, да потёртая оптика, что можно с таким набором сделать?
Отвечу: многое, даже очень многое. Но вот процесс обучения работе с такой сборкой будет весьма непростым и вы увидите далее, почему.
Сразу скажу, что два объектива мне достались бесплатно, в наследство, вместе с проявителем, электрофотоглянцевателем и полным набором для проявки, обработки и создания глянцевых фото, сделанных на плёнку.
Остальное я купил по цене в 5 и более раз ниже, чем если бы брал фирменное японское оборудование.
Например, распространённые на территории бывшего Союза объективы Индустар, Гелиос, Калейнар, Таир, Вега в массе своей стоят не больше 20 000 рублей за штуку в идеальном состоянии, а б/у так вообще 10 000 рублей и меньше.
Впрочем, на плёночный фотоаппарат снимать я пока что не собирался (не зря ж зеркалку купил на всю зарплату), так что начал срочно думать, как использовать имеющиеся у меня в наличии телевик Таир-3 и Индустар 50-2.
Переходники
Учтя ,что у меня зеркалка Canon, я начал поиски переходников…
… Сказать, что их много – это не сказать ничего.
Вот краткий список того, на что наткнулся я:
- Canon EOS / Canon EOS-F
- Canon EOS / M42
- Canon EOS / M39
- Minolta MD / Canon EOS
- Киев 6 / 60 / Pentacon 6 Six / Canon EOS
- Leica-M / FX Fujifilm X Fotodiox
Всего же переходников я насчитал 65 штук, как с фотоаппаратов, о которых я только слышал, так и на фотоаппараты, о существовании которых я даже не подозревал.
Благо, хоть в магазинах скупки старой фототехники пишут, что у неё за байонет, если это фотоаппарат или объектив. Это здорово помогло в поисках, в моём случае это были М42 и М39,так что поиск стал максимально простым и быстрым.
Итак, переходники есть, время ставить оптику на зеркалку.
Сразу возникает логичный вопрос: «Куда ставится переходник в первую очередь - на объектив или на зеркалку?»
Отвечу как любитель – как удобнее, так и ставьте.
Хорошо, когда переходников много (по одному на объектив хотя бы), всегда можно заранее накрутить их и не заморачиваться, а вот если вы делаете как я…. То могу посочувствовать, два переходника на пять объективов (в моём случае) - это больно.
Не только от того, что приходится жонглировать объективами, меняя их по ситуации, теряя время и шанс поймать момент, но и от того, что если, например, забыл дома переходник – остаёшься без половины техники.
И тут мы плавно переходим к фотографиям.
Фотографии
Нюансы:
Первое, с чем столкнётся счастливый владелец сборки «дёшево и сердито» - невозможность снимать в любом другом режиме, кроме как в ручном.
Исключение – переходник с чипом, но это в два раза дороже, а, значит, явно не для нас, да и лёгких путей мы не ищем.
Переходник с чипом позволяет современному фотоаппарату «увидеть» установленную оптику и использовать не только ручной режим, но и некоторые автоматические.
Переходник не всесилен, так что лучше снимать всегда в ручном режиме, заодно и настройке фотоаппарата научиться можно.
Второе:
Зума, в моём случае, ни на Таире, ни на Индустаре нет, так же, как и на 99% оптики тех лет, так что вместо зума ногами туда-сюда ходим, это удобно и неудобно одновременно.
Удобно тем, что вы будете искать ракурс лучше, высчитывать расстояние вплоть до шага, хотите вы этого или нет, что позволит быстрее получить опыт составления композиции, работы со светом и диафрагмой, которая на таких объективах, как правило, настраивается вручную.
Неудобно же тем, что вы, придя на мероприятие с таким набором, скорее всего, будете весьма активно перемещаться по помещению, волей-неволей мешая другим.
Третье:
Фокусировка исключительно ручная, промазать ей – как нечего делать.
Да, на миллиметр промахнулись, пока крутили кольцо- снимете не каплю на листе дерева, а сам лист, не белку на дереве, а ствол дерева.
Первое время это даже раздражает. Причём сильно.
Ну, зато нет повода ругать автофокус, правда?
Четвёртое:
Таир-3, телеобъектив, например, весит 2 кг 200 граммов, нужны крепкая спина и руки, которые не дрогнут под весом стального монстра. Я сейчас не шучу, для тех, кто считает каждый грамм, собирая всё необходимое в рюкзак данное творение советского гения будет головной болью.
Остальные мануальные объективы весят ,опять же, в большинстве своём в пределах полутора килограммов или килограмма , но это по-прежнему больше, чем аналогичная по кратности современная оптика из пластмассы и пластика. Это даёт чувство надёжности и не только чувство, хочу заметить.
Поистине неубиваемая техника, сталь и стекло, ломаться практически нечему.
С нюансами закончили, теперь к фотографиям.
Фото получаются яркие, с сочными цветами, чёткими контурами и красивым размытым фоном.
Если вы новичок, то можете к предыдущему предложению смело добавить фразу «примерно через пару сотен неудачных попыток»
Да, очень требовательная сборка, причём не только к умению увидеть момент, но и поймать его. Серийная съёмка на старой оптике не работает, сюрприз-с.
Зато когда наберётся опыт в пару тысяч снимков, из которых удачной будет пара сотен, оптика раскроет все свои возможности и позволит почувствовать себя если не профессионалом, то уже не новичком точно.
Портретная съёмка
Вот оно, первое настоящее испытание для фотографа с мануальной фототехникой.
Стоит начать с того, что, исключительно по моему мнению, универсальный старый объектив вы не найдёте, даже под две задачи, например, портрет и макро.
Найдутся те, кто мне возразят, что я неправ и у них получилось условный Гелиос 44-2 сделать и для макро (ставя-снимая для этого макрокольца, естественно), и для портрета.
Скажу так:
Лучше иметь два узкоспециализированных объектива, чем один универсальный. В принципе, банально, но поиск способа облегчить себе жизнь присущ всем нам, так что данный момент будет обсуждаться вечно, полагаю.
Возвращаемся в, например, условную студию.
Всё настроено, свет, модель, фон, вы готовитесь сделать снимок…. И понимаете, что вам не хватает места. Ведь в роли зума у нас ноги, помните? Вы хотите отойти буквально на полшага дальше, но некуда уже шагать и первый провал, факап, как хотите называйте, готов.
Картинка смешная, ситуация страшная.
Сам так прокололся на студийной съёмке, причём сразу в двух моментах:
- Таир является телевиком, фиксированным (опытные фотографы называют такие фиксами), а это значит, что снимать им можно портреты только тех, кто находится от вас как минимум метрах в десяти. А вот когда локация в лучшем случае три на четыре метра, получается интересная ситуация ,когда всё, что можно снять- или глаз модели в макро (да, макросъёмка с двух шагов- это про Таир) или кусочек лица как портрет.
Для этого в запасе всегда должен быть объектив малой кратности и фокусного расстояния, чтобы выйти с честью из неловкого момента.
- Моя зеркалка работает только со вспышками Canon. То есть студийные вспышки, фактически, не работали.
Пришлось импровизировать, благо Индустар (тоже фикс) более портретный и затемняет фото, то есть встроенная вспышка даёт не такой жёсткий свет.
Опять же, ситуация эта возникнет у новичка, опытный съездит в студию и посмотрит, каких размеров локации, прикинет, зарисует, возможно, как, откуда и что снять.
Так вот, лучше притвориться более опытным, чем вы есть на самом деле (перед самим собой хотя бы) и всегда, выделю даже, ВСЕГДА осматривать локацию с учётом особенностей вашего набора оптики.
Актуально не только для мануальщиков, но в принципе для всех.
Зато, опять же, если вы правильно всё подобрали, то ваши фото будут выделяться среди многих других студийных снимков, что даёт плюс к самооценке и иногда даже к материальному положению.
Стрит- фото
Уличные фотографии – идеальная среда для тех, кто использует оптику из прошлого века.
Неограниченные (ну, почти, не забываем всё-таки про ПДД), пространства, локаций просто сотни: парки, скверы, улицы современные ,улицы старые… Список немалой длины.
Есть только два условия, которые вам могут, как помочь, так и помешать: время суток и погода.
Если вкратце, то на закате шикарные фото получаются, но вот если облачно или дождь, то заката можно и не дождаться.
По собственному опыту скажу, что тем, кто хочет ловить моменты и меньше ломать голову при их создании, стоит снимать фиксами именно стрит-фотографии.
Возьмём Москву,например.
Проезжающие автомобили, случайные прохожие, друзья или знакомые, животные, птицы, поезд метро - буквально всё создаёт сотни возможностей для фото. И это я взял мегаполис, в менее крупном городе можно найти не меньше вариантов.
Чёрно-белые, цветные фото, которые поражают и цепляют не только и не столько общими моментами, но деталями, ещё и в городе, где можно организовать фотовстречу, фотосессию в винтажном стиле, где старая оптика будет более чем уместна, да в старом районе…
Ну вы поняли, я люблю город и снимать в нём.
Пейзажи
Да, любителям старины и тут сплошное раздолье: город, парки, деревенские пейзажи, морские… Нет им числа.
Мало того, что пространства полно, вариантов и моментов для съёмки тоже, так ещё можно и настроение себе поднять, объясняя, зачем это ты телескоп накрутил на фотоаппарат.
Кстати, куда бы я ни выбирался с телевиком наперевес, найдутся те, кто задаст этот вопрос, а один раз даже туристки из Японии подошли фотографироваться со мной недалеко от Красной площади.
Так о чём это я? Кхм, пейзажи.
Наверное, каждый из нас видел картины Айвазовского, Шишкина в музее или Интернете.
Так вот представьте, что вы такой же художник и что у вас, например, всего 25 кадров на то, чтобы создать шедевр. Поверьте мне, работа с пейзажными фото пойдёт куда бодрее, да и куда интереснее учиться, имея представление о том, что именно вы хотите получить в результате, имея ограниченный запас кадров.
Так что, как видно из самых разных жизненных ситуаций, испытания бывают не только в виде препятствий, но и в виде возможностей, которые не заметил, не разглядел и которыми не воспользовался, ну и забавные ситуации, куда без них.
Выводы
Подводя итог всего написанного выше, скажу, что решение снимать при помощи старой техники будет далеко не худшим для тех, кто:
- Не может вложить сразу сотни тысяч рублей в технику
- Хочет научиться фотографии, двигаясь к цели сложным путём
- Хочет приобрести новый опыт в использовании необычных сборок фотооборудования
Для всех остальных целей есть автоматическая оптика, которая справится не хуже, а в скоростной серийной съёмке даже лучше, чем «старьё».
Не осуждаю ничей выбор, в конце концов, мастерство заключается не в деньгах, потраченных на объективы, штативы, вспышки и многое другое, а в умении запечатлеть момент именно так, как нужно фотографу.
И не важно, будет у вас заедающий ФЭД или Никон за миллион, когда вашими фото будут восхищаться и запоминать их если не навсегда, то очень и очень надолго за красоту и выразительность.
Так что всегда держите в голове, что учиться новому придётся всю жизнь, каждый день, точно так же, как и в любом другом деле.
Спасибо, что прочитали!
На данном канале будет больше статей на различные темы по моей специальности, по моим увлечениям, так что если понравилось, как я пишу (а это только вторая статья, значит, дальше буду стараться улучшать свой навык), то подписывайтесь!
#Фотография #советская оптика #Фотосборка #съёмка #фотоаппараты #Гелиос #ссср