Найти тему
corsair_ carver

Советские объективы середины XX века на современной зеркалке: испытание для фотографа.

«Жизнь подобна фотоаппарату.

Просто сосредоточьтесь на том, что важно, зафиксируйте хорошие моменты и проявите пленку.

А если что-то не получилось, сделайте еще один снимок».

Автор неизвестен

Приветствую тебя, уважаемый читатель!

Сегодня я расскажу о необычной и при этом относительно дешёвой сборке фотоаппарата, которую я использовал и использую для создания своих фото.

Техника

Пользуюсь зеркалкой Сanon 2000D и набором из пяти мануальных (тех самых, из ХХ века) объективов.

Полупрофессиональный фотоаппарат на грани с любительским, да потёртая оптика, что можно с таким набором сделать?

Отвечу: многое, даже очень многое. Но вот процесс обучения работе с такой сборкой будет весьма непростым и вы увидите далее, почему.

Первая и на данный момент единственная зеркалка у меня.
Первая и на данный момент единственная зеркалка у меня.

Сразу скажу, что два объектива мне достались бесплатно, в наследство, вместе с проявителем, электрофотоглянцевателем и полным набором для проявки, обработки и создания глянцевых фото, сделанных на плёнку.

Электрофотоглянцеватель, прямо как тот,что достался мне. Фото из Яндекса :)
Электрофотоглянцеватель, прямо как тот,что достался мне. Фото из Яндекса :)

Остальное я купил по цене в 5 и более раз ниже, чем если бы брал фирменное японское оборудование.

Например, распространённые на территории бывшего Союза объективы Индустар, Гелиос, Калейнар, Таир, Вега в массе своей стоят не больше 20 000 рублей за штуку в идеальном состоянии, а б/у так вообще 10 000 рублей и меньше.

Впрочем, на плёночный фотоаппарат снимать я пока что не собирался (не зря ж зеркалку купил на всю зарплату), так что начал срочно думать, как использовать имеющиеся у меня в наличии телевик Таир-3 и Индустар 50-2.

Мой запасной объектив на все случаи фото средней и ближней дальности.
Мой запасной объектив на все случаи фото средней и ближней дальности.
"Фотоснайпер", который вызывает бурю эмоций у стороннего наблюдателя. Наиболее обожаемая мной оптика.
"Фотоснайпер", который вызывает бурю эмоций у стороннего наблюдателя. Наиболее обожаемая мной оптика.

Переходники

Учтя ,что у меня зеркалка Canon, я начал поиски переходников…

… Сказать, что их много – это не сказать ничего.

Вот краткий список того, на что наткнулся я:

- Canon EOS / Canon EOS-F

- Canon EOS / M42

- Canon EOS / M39

- Minolta MD / Canon EOS

- Киев 6 / 60 / Pentacon 6 Six / Canon EOS

- Leica-M / FX Fujifilm X Fotodiox

Всего же переходников я насчитал 65 штук, как с фотоаппаратов, о которых я только слышал, так и на фотоаппараты, о существовании которых я даже не подозревал.

 Переходник EOS-M42. Без чипа.
Переходник EOS-M42. Без чипа.

Переходник М39-М42
Переходник М39-М42

Благо, хоть в магазинах скупки старой фототехники пишут, что у неё за байонет, если это фотоаппарат или объектив. Это здорово помогло в поисках, в моём случае это были М42 и М39,так что поиск стал максимально простым и быстрым.

Итак, переходники есть, время ставить оптику на зеркалку.

Сразу возникает логичный вопрос: «Куда ставится переходник в первую очередь - на объектив или на зеркалку?»

Отвечу как любитель – как удобнее, так и ставьте.

Хорошо, когда переходников много (по одному на объектив хотя бы), всегда можно заранее накрутить их и не заморачиваться, а вот если вы делаете как я…. То могу посочувствовать, два переходника на пять объективов (в моём случае) - это больно.

Не только от того, что приходится жонглировать объективами, меняя их по ситуации, теряя время и шанс поймать момент, но и от того, что если, например, забыл дома переходник – остаёшься без половины техники.

И тут мы плавно переходим к фотографиям.

Фотографии

Нюансы:

Первое, с чем столкнётся счастливый владелец сборки «дёшево и сердито» - невозможность снимать в любом другом режиме, кроме как в ручном.

Исключение – переходник с чипом, но это в два раза дороже, а, значит, явно не для нас, да и лёгких путей мы не ищем.

Переходник с чипом позволяет современному фотоаппарату «увидеть» установленную оптику и использовать не только ручной режим, но и некоторые автоматические.

Переходник не всесилен, так что лучше снимать всегда в ручном режиме, заодно и настройке фотоаппарата научиться можно.

Переходник М42-EOS с чипом
Переходник М42-EOS с чипом

Второе:

Зума, в моём случае, ни на Таире, ни на Индустаре нет, так же, как и на 99% оптики тех лет, так что вместо зума ногами туда-сюда ходим, это удобно и неудобно одновременно.

Удобно тем, что вы будете искать ракурс лучше, высчитывать расстояние вплоть до шага, хотите вы этого или нет, что позволит быстрее получить опыт составления композиции, работы со светом и диафрагмой, которая на таких объективах, как правило, настраивается вручную.

Неудобно же тем, что вы, придя на мероприятие с таким набором, скорее всего, будете весьма активно перемещаться по помещению, волей-неволей мешая другим.

Третье:

Фокусировка исключительно ручная, промазать ей – как нечего делать.

Да, на миллиметр промахнулись, пока крутили кольцо- снимете не каплю на листе дерева, а сам лист, не белку на дереве, а ствол дерева.

Первое время это даже раздражает. Причём сильно.

Ну, зато нет повода ругать автофокус, правда?

Расфокус. Возможно,как-то так видят мир люди со зрением -7  без очков.
Расфокус. Возможно,как-то так видят мир люди со зрением -7 без очков.

Четвёртое:

Таир-3, телеобъектив, например, весит 2 кг 200 граммов, нужны крепкая спина и руки, которые не дрогнут под весом стального монстра. Я сейчас не шучу, для тех, кто считает каждый грамм, собирая всё необходимое в рюкзак данное творение советского гения будет головной болью.

Остальные мануальные объективы весят ,опять же, в большинстве своём в пределах полутора килограммов или килограмма , но это по-прежнему больше, чем аналогичная по кратности современная оптика из пластмассы и пластика. Это даёт чувство надёжности и не только чувство, хочу заметить.

Поистине неубиваемая техника, сталь и стекло, ломаться практически нечему.

Я и моя зеркалка с установленным Таиром-3 одной из первых партий, с пометкой "Grand-Prix Brussels, 1958, made in USSR" (Гран-при Брюссель 1958, сделано в СССР)
Я и моя зеркалка с установленным Таиром-3 одной из первых партий, с пометкой "Grand-Prix Brussels, 1958, made in USSR" (Гран-при Брюссель 1958, сделано в СССР)

С нюансами закончили, теперь к фотографиям.

Фото получаются яркие, с сочными цветами, чёткими контурами и красивым размытым фоном.

Если вы новичок, то можете к предыдущему предложению смело добавить фразу «примерно через пару сотен неудачных попыток»

Когда по подработке написал пять статей за трое суток без сна, а ещё нужно обрабатывать фото с фестиваля
Когда по подработке написал пять статей за трое суток без сна, а ещё нужно обрабатывать фото с фестиваля
Легенды гласят,что это фото было удалено из Интернета.
Легенды гласят,что это фото было удалено из Интернета.
Снова расфокус.
Снова расфокус.

Да, очень требовательная сборка, причём не только к умению увидеть момент, но и поймать его. Серийная съёмка на старой оптике не работает, сюрприз-с.

Зато когда наберётся опыт в пару тысяч снимков, из которых удачной будет пара сотен, оптика раскроет все свои возможности и позволит почувствовать себя если не профессионалом, то уже не новичком точно.

Портретная съёмка

Вот оно, первое настоящее испытание для фотографа с мануальной фототехникой.

Стоит начать с того, что, исключительно по моему мнению, универсальный старый объектив вы не найдёте, даже под две задачи, например, портрет и макро.

Найдутся те, кто мне возразят, что я неправ и у них получилось условный Гелиос 44-2 сделать и для макро (ставя-снимая для этого макрокольца, естественно), и для портрета.

Гелиос 44-2, один из наиболее популярных советских объективов.
Гелиос 44-2, один из наиболее популярных советских объективов.

Скажу так:

Лучше иметь два узкоспециализированных объектива, чем один универсальный. В принципе, банально, но поиск способа облегчить себе жизнь присущ всем нам, так что данный момент будет обсуждаться вечно, полагаю.

Возвращаемся в, например, условную студию.

Всё настроено, свет, модель, фон, вы готовитесь сделать снимок…. И понимаете, что вам не хватает места. Ведь в роли зума у нас ноги, помните? Вы хотите отойти буквально на полшага дальше, но некуда уже шагать и первый провал, факап, как хотите называйте, готов.

Когда студия слишком маленькая
Когда студия слишком маленькая

Картинка смешная, ситуация страшная.

Сам так прокололся на студийной съёмке, причём сразу в двух моментах:

- Таир является телевиком, фиксированным (опытные фотографы называют такие фиксами), а это значит, что снимать им можно портреты только тех, кто находится от вас как минимум метрах в десяти. А вот когда локация в лучшем случае три на четыре метра, получается интересная ситуация ,когда всё, что можно снять- или глаз модели в макро (да, макросъёмка с двух шагов- это про Таир) или кусочек лица как портрет.

Для этого в запасе всегда должен быть объектив малой кратности и фокусного расстояния, чтобы выйти с честью из неловкого момента.

- Моя зеркалка работает только со вспышками Canon. То есть студийные вспышки, фактически, не работали.

Даже этот костёр не горит так ярко,как горело тогда у меня.
Даже этот костёр не горит так ярко,как горело тогда у меня.

Пришлось импровизировать, благо Индустар (тоже фикс) более портретный и затемняет фото, то есть встроенная вспышка даёт не такой жёсткий свет.

Опять же, ситуация эта возникнет у новичка, опытный съездит в студию и посмотрит, каких размеров локации, прикинет, зарисует, возможно, как, откуда и что снять.

Так вот, лучше притвориться более опытным, чем вы есть на самом деле (перед самим собой хотя бы) и всегда, выделю даже, ВСЕГДА осматривать локацию с учётом особенностей вашего набора оптики.

Актуально не только для мануальщиков, но в принципе для всех.

Зато, опять же, если вы правильно всё подобрали, то ваши фото будут выделяться среди многих других студийных снимков, что даёт плюс к самооценке и иногда даже к материальному положению.

Стрит- фото

Уличные фотографии – идеальная среда для тех, кто использует оптику из прошлого века.

Неограниченные (ну, почти, не забываем всё-таки про ПДД), пространства, локаций просто сотни: парки, скверы, улицы современные ,улицы старые… Список немалой длины.

Пример стрит-фотографии из открытых источников.
Пример стрит-фотографии из открытых источников.
Моё стрит-фото, Москва, недалеко от станции метро "Третьяковская"
Моё стрит-фото, Москва, недалеко от станции метро "Третьяковская"

Есть только два условия, которые вам могут, как помочь, так и помешать: время суток и погода.

Если вкратце, то на закате шикарные фото получаются, но вот если облачно или дождь, то заката можно и не дождаться.

По собственному опыту скажу, что тем, кто хочет ловить моменты и меньше ломать голову при их создании, стоит снимать фиксами именно стрит-фотографии.

Возьмём Москву,например.

Проезжающие автомобили, случайные прохожие, друзья или знакомые, животные, птицы, поезд метро - буквально всё создаёт сотни возможностей для фото. И это я взял мегаполис, в менее крупном городе можно найти не меньше вариантов.

Чёрно-белые, цветные фото, которые поражают и цепляют не только и не столько общими моментами, но деталями, ещё и в городе, где можно организовать фотовстречу, фотосессию в винтажном стиле, где старая оптика будет более чем уместна, да в старом районе…

Ну вы поняли, я люблю город и снимать в нём.

Пейзажи

Да, любителям старины и тут сплошное раздолье: город, парки, деревенские пейзажи, морские… Нет им числа.

Вероятно, немецкий городок
Вероятно, немецкий городок
Немного деревни
Немного деревни

Мало того, что пространства полно, вариантов и моментов для съёмки тоже, так ещё можно и настроение себе поднять, объясняя, зачем это ты телескоп накрутил на фотоаппарат.

Кстати, куда бы я ни выбирался с телевиком наперевес, найдутся те, кто задаст этот вопрос, а один раз даже туристки из Японии подошли фотографироваться со мной недалеко от Красной площади.

Так о чём это я? Кхм, пейзажи.

Наверное, каждый из нас видел картины Айвазовского, Шишкина в музее или Интернете.

Айвазовский, "Штиль на Средиземном море"
Айвазовский, "Штиль на Средиземном море"
 Шишкин, "Дубовая роща"
Шишкин, "Дубовая роща"

Так вот представьте, что вы такой же художник и что у вас, например, всего 25 кадров на то, чтобы создать шедевр. Поверьте мне, работа с пейзажными фото пойдёт куда бодрее, да и куда интереснее учиться, имея представление о том, что именно вы хотите получить в результате, имея ограниченный запас кадров.

Так что, как видно из самых разных жизненных ситуаций, испытания бывают не только в виде препятствий, но и в виде возможностей, которые не заметил, не разглядел и которыми не воспользовался, ну и забавные ситуации, куда без них.

Выводы

Подводя итог всего написанного выше, скажу, что решение снимать при помощи старой техники будет далеко не худшим для тех, кто:

- Не может вложить сразу сотни тысяч рублей в технику

- Хочет научиться фотографии, двигаясь к цели сложным путём

- Хочет приобрести новый опыт в использовании необычных сборок фотооборудования

Для всех остальных целей есть автоматическая оптика, которая справится не хуже, а в скоростной серийной съёмке даже лучше, чем «старьё».

Не осуждаю ничей выбор, в конце концов, мастерство заключается не в деньгах, потраченных на объективы, штативы, вспышки и многое другое, а в умении запечатлеть момент именно так, как нужно фотографу.

И не важно, будет у вас заедающий ФЭД или Никон за миллион, когда вашими фото будут восхищаться и запоминать их если не навсегда, то очень и очень надолго за красоту и выразительность.

Так что всегда держите в голове, что учиться новому придётся всю жизнь, каждый день, точно так же, как и в любом другом деле.

Спасибо, что прочитали!

На данном канале будет больше статей на различные темы по моей специальности, по моим увлечениям, так что если понравилось, как я пишу (а это только вторая статья, значит, дальше буду стараться улучшать свой навык), то подписывайтесь!

#Фотография #советская оптика #Фотосборка #съёмка #фотоаппараты #Гелиос #ссср