Как мы помним, после битвы при Вальми 20 сентября 1792 года аппетиты немцев были немного пресечены стараниями Дюмурье и Келлермана. Герцог Брауншвейгский совершенно не ожидал, что получит хоть какое-то сопротивление, а тут его армия едва избежала полного разгрома. Затянувшаяся кампания, которая была рассчитана в лучшем случае на несколько недель, а также проблемы с продовольствием, вынудили герцога начать отступление за Рейн и к октябрю месяцу немцы очистили всю территорию Франции на данном направлении. 8 октября австрийцы сняли осаду Лилля и также поспешили удалиться на территорию Бельгии. После нескольких дней раздумий, Дюмурье принял решение развить успех, начав наступление в Бельгии, где большая часть населения благосклонно относилась к революционной Франции, и сама была не прочь устроить революцию. 20 октября революционная армия перешла границу, разгромив передовые отряды союзников. Австрийцы решили отступить и сосредоточить свои силы под Жемаппом, однако туда собралось всего лишь 17 тысяч солдат под командованием Эрцгерцога Альберта Саксен-Тешенского, при 42 тысячах у Дюмурье, что, собственно, решило исход сражения. Дюмурье напал на деревню и, используя тактику линейных колонн и рассыпного строя разбил неприятеля, который, однако, все же сумел оказать существенное сопротивление французам. Значительная часть Бельгии с Ипром и Монсом перешла под контроль французов. И здесь Дюмурье сумел развить успех, вновь разбив австрийцев в битве при Андерлехте 14 ноября. Брюссель оказался у его ног. Саксен-Тешенский передал командование армией генералу Клерфе, в надежде на какие-то изменения, однако последний лишь продолжил отступление.
Тем временем Северная Французская Армия под командованием Миранды преследовала австрийского генерала Болье в сторону Антверпена, который отступил 20 ноября за Маас, обнажив правый фланг Клерфе. Если учесть, что Клерфе и без того имел серьезные проблемы на левом фланге, куда нацелился Дюмурье, то становится ясно: союзники не способны удержаться в Северной Бельгии. 27 ноября пал Антверпен, а 3 декабря дивизия Валанса взяла Намюр. 14 декабря Дюмурье осадил Аахен, перенося зону боевых действий на территорию Германских княжеств и Нидерландов. Не менее успешно действовал Кюстин на Рейне, выйдя в тыл превосходящим силам немцев в конце сентября и, добившись поражения над ними, 21 октября он вошёл в Майнц, образовав здесь Майнцскую республику. Затем, 23 октября он занял с боем Франкфурт, откуда был вытеснен немцами в начале декабря. Но все же, при собственной малочисленности, в Западной Германии он уже закрепился в общем-то неплохо.
Однако, несмотря на временный отход, война далеко не закончилась и мириться со сложившейся обстановкой Европейские монархи не стали. Франция уже стала республикой, а Король впоследствии был обезглавлен, что однозначно предоставляло всем право, по крайней мере, по их мнению, на интервенцию вглубь Франции.
17 февраля 1793 года основные боевые действия по завершению Бельгийской кампании на севере перенеслись в Голландию. Дюмурье планировал взять Амстердам, Роттердам и Дортрехт. Однако, того успеха, который был в Бельгии, французам одержать не удалось. Немецкие войска получили подкрепление. Сначала Дюмурье занял несколько городов, но уже осада Маастрихта и Венлоо окончилась ничем. Зато австрийцы 1 марта разгромили французские отряды под Альденговене. 3 марта пруссаки развили успех при Швальмене. Французы откатились в Бельгию, оставив Аахен и Люттин. Немцы начали наступление в Бельгии. Дюмурье пытался дать им сражение при Неервиндене 18 марта и поначалу имел серьезный успех на флангах, но последующая контратака немцев едва не привела французскую армию к разгрому. Ситуация сложилась противоположная осенней. Теперь французская была в катастрофическом положении и теперь эрцгерцог Карл, принц Кобургский и Клерфе преследовали французов. Пали Брюссель, Намюр, вся Бельгия переходила в руки немцев. Сложно сказать о причинах ряда поражений французов, ещё в середине февраля способных занять Голландию.
Однако, стоит напомнить об одном важном событии: 21 января 1793 года Людовик XVI был казнен, а Дюмурье, как представитель французской власти нисколько не сочувствовал палачам. Сложно сказать, когда он, герой Франции стал действовать в интересах союзников, однако, уже после провала под Неервиндене он вступил в открытое общение с принцем Кобургским, предлагая ему совместный поход на Париж и сына Людовика XVI в качестве нового французского Короля. Этот замысел был быстро раскрыт в Париже и Дюмурье был смещен. На его место был назначен Дампьер. Дюмурье, подлежащий суду за измену, в апреле бежал к австрийцам.
Как мы помним из прошлой части, свержение Жиронды повлекло за собой значительные трения в провинциях, особенно на юге и в Нормандии (фактически в одной из баз снабжения Северной Французской Армии), весной 1793 года уже бушевало Вандейское восстание, помимо того, сейчас начали появляться и другие фронты: Испанский и Итальянский. По факту, Франция оказалась в кольце врагов, как внутренних, так и внешних. В этот момент сам факт существования революционной Франции оказался под вопросом. О том, что будет происходить дальше, мы поговорим в следующей части.
#вфр #великая французская революция #война #история #европа #наполеон #наполеоновские войны #людовик xvi #революция во франции #антифранцуская коалиция