Страны Центральной Азии, Китай и Россия образуют серьезный стратегический треугольник, в рамках которого может быть развита альтернативная система, позволяющая экономикам государств не зависеть от третьих игроков, считает старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, кандидат исторических наук Станислав Притчин.
По словам Притчина, мир живет в новой экономической реальности, где все маски сброшены.
"Мы стоим на распутье — как дальше двигаться и развиваться? Жить под санкциями, когда нас в любой момент в зависимости от нашего поведения могут отключить от системы SWIFT, системы обмена банковской информацией, изменить рейтинги по политическим мотивам? В этой ситуации нам нужно работать на будущее, создавая инфраструктуру и возможности, чтобы в перспективе сформировать инклюзивную среду той же системы обмена банковской информацией, системы альтернативной валюты, взаимно признаваемых рейтингов инвестиционной привлекательности", — поделился мнением он.
Ситуация с санкциями против России — это не первый подобный прецедент, продолжил эксперт. Он привел пример Ирана, который, по словам Притчина, "выключили" из мировых экономических процессов.
"Мы все видели, что санкции — это распространенный элемент борьбы и воздействия со стороны западных стран. Пример тому Иран. Не исключено, что следующим может стать Китай, хотя это, конечно, сложнее виду того, что китайская экономика больше, как и ее вовлеченность в мировые процессы. В таких условиях появляется запрос на создание альтернативной системы, которая бы позволила нам уверенно торговать друг с другом и не зависеть от внешних игроков", — добавил Притчин.
По его словам, из стран Центральной Азии, России и Китая складывается "серьезный стратегический треугольник".
"Для России Китай — ключевой внешнеторговый партнер. Для многих стран Центральной Азии Китай — это главный торговый партнер, для ряда стран — один из ведущих. Отношения между Россией и ЦА носят стратегический характер, в торговом и экономическом плане РФ также является одним из ключевых партнеров региона. У нас складывается серьезный стратегический треугольник", — отметил Притчин.
Сейчас перед странами открываются более предпочтительные возможности для перехода на местные валюты во внутренней торговле, добавил эксперт.
"Любое государство в зависимости от того, готово ли оно защищать свои национальные интересы, может стать объектом санкций и попасть в черный список, вне зависимости от масштабов и размеров его экономики. Наша задача в этих условиях — начать строить в Евразии инклюзивную открытую систему, которая бы не зависела от третьих игроков", — заключил Притчин.