Сказ о том, как я пошла на новую работу. Это был мой первый и последний день там. Все с юмором, как вы любите ❤️
Сфера: Образование. IT-курсы. IT-компания, которая берет проекты на аутсорсе (это подразделение открылось в декабре прошлого года).
Позиция: стажёр в HR отдел/ Рекрутер/ Методист
Заработная плата за месяц: 800 BYN
23.03.2022 — Собеседование в IT-компании 🤡
Самое быстрое собеседование в моей жизни. 5 минут, этого было достаточно, чтобы понять, что я за человек и с каким багажом пришла.
Я общалась с руководителем HR отдела. Назовём ее Надя.
Надя очень милая и приятная девушка. Она все честно рассказала и здесь нужно ещё раз написать большими и жирными буквами ЧЕСТНО.
«С большего это работа методиста, который будет составлять расписание, готовить классы для курсов, но кроме этой деятельности, Вам ещё нужно будет искать преподавателей, если вдруг кто-то откажется. Отказываются часто, поэтому поиск будет всегда. Важно все делать быстро, чуть ли не «ещё вчера». Ошибки не любят, нужно стараться их не допускать. Как скоро вы сможете выйти на работу? Нам скорее нужен новый человек, желательно завтра, а лучше сейчас. И ещё один момент, скорее всего я недолго буду в этой компании, просто имейте это ввиду».
Согласитесь же, действительно ЧЕСТНО.
Мы находились в кабинете, где были тёмные серые стены, тёмные маленькие столы, чёрные стулья и ещё около 10 человек.
Я смутилась, потому что привыкла, что собеседование проходит один на один. И совсем не 5 минут. Для меня норма, что на каждом пункте в резюме проходит опрос с максимальными подробностями, чтобы точно понять, подходим мы с компанией друг другу или нет.
Вернёмся к самому быстрому собеседованию в жизни. Это было странно, очень странно. Уже тогда в голове возникла мысль, что здесь что-то не так. Так я думала ещё несколько часов, когда шла по улице, когда вернулась домой, когда обедала.
Ближе к 16:00 Надя позвонила и сказала, что меня ждут завтра на новой работе.
С одной стороны я обрадовалась, потому что вот уже 4 недели мне либо отказывают, либо вакансию переносят в архив.
С другой стороны чутьё подсказывало, что идти не стоит.
За все время мне позвонили только два раза и сказали, что «из-за неопределённой ситуации в мире мы приостановили набор сотрудников. Очень надеемся, что скоро пригласим вас на собеседование».
За 4 недели я начала здорово сомневаться в себе и своих способностях. Хотя мозг упёрто продолжал «это не по твоей вине!». Мозг я конечно же игнорировала.
И как итог, согласилась выйти на новую работу 28 марта.
28.03.2022 — первый (и последний) рабочий день
График с 10 до 19 позволяет выспаться, на этом плюсы заканчиваются. В 9:45 я была в офисе с папкой своих документов и увидела листик со списком штрафов:
- За опоздание — штраф 10 рублей
- За отсутствие на рабочем месте — штраф 100 рублей
Дальше я читать не стала, потому что всю эту «красоту» закрывала кружка со следующим принтом:
Мда 🤡
А потом я увидела штраф за «пальчик». И здесь мы остановимся подробнее. Понимаете ли, пальчик — это пропускная система. Когда ты приходишь на работу, ты должен сделать скан отпечатка пальца, чтобы зафиксировать время прихода. То же самое и с выходом. И не дай Боже, ты не сделаешь скан.
Это только первые минуты, понимаете. Дальше веселее.
Пришла Надя, показала мне рабочее место и дала план работ на день. И нет, мы не пошли оформлять договор подряда, заводить на меня дело или ещё что. Я начала работу с первых минут.
ДОГОВОР ПОДРЯДА. Ниже приведена выдержка. Она есть на сайте Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома:
Общее в трудовом договоре (контракте) и договоре подряда то, что они оформляются только письменно. Оба правовых документа в обязательном порядке обеспечивают гражданам во время работы соблюдение правил охраны труда и страхование от несчастных случаев на производстве. Кроме того, предусмотрены обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения, оплата временной нетрудоспособности. И по трудовому договору (контракту), и по договору подряда осуществляется отчисление подоходного налога, функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью которого осуществляют налоговые органы.
Такие вещи должен знать каждый. Ещё рекомендую почитать трудовой кодекс РБ. Там много чего интересного. Возвращаемся.
Что меня удивило: грязный маленький столик с чужими бумажками, еле работающий ноутбук без мышки, но это ещё не предел.
Когда ноут загрузился (а ещё он без пароля), там были чужие данные, аккаунты предыдущих работников. Никто не позаботился о том, чтобы стереть всю информацию. А это, на минуточку, недопустимо! Там логины и пароли от личных учётных записей. Рабочих аккаунтов просто не существует! Неизвестно куда эта информация может попасть. Простите, я просто топлю за защиту персональных данных. Понимаю, что мы и так уже везде оставили свои следы, но на рабочей технике это недопустимо. По крайней мере для меня.
Я на работе 10 минут, а уже хочу убежать. "Ну, первое впечатление может быть обманчивым" — подумала я, пока не начались собеседования с кандидатами.
Но давайте больше подробностей :)
В целом за день пришло больше 50 человек на позицию менеджера по продажам. Условия были такие: первые две недели бесплатная стажировка, потом заключение договора с окладом в 300 BYN и бесконечная мотивация.
Диалог самого собеседования:
— Добрый день, мы Компашка Шарашка, большое спасибо, что пришли на собеседование. Расскажите про Ваш опыт работы.
— Я сейчас работаю официантом
— Слышали что-нибудь о нашей компании? Может читали?
— Нет
— Подскажите, опыт в продажах есть?
— Нет
— Почему Вас привлекла эта вакансия?
— Любопытство
— <Рассказ про условия>. Когда Вы готовы приступить?
— Завтра
— Хорошо будем Вас ждать.
Или вот вариант с кандидатом, у которого есть опыт в продажах:
— Добрый день, мы Компашка Шарашка, большое спасибо, что пришли на собеседование. Расскажите про Ваш опыт работы.
— Я два года работаю менеджером по продажам в компании "Полярный мишка"
— Слышали что-нибудь о нашей компании? Может читали?
— Да, Вы IT-школа
— Сталкивались с возражениями в работе?
— Конечно же
— Почему Вас привлекла эта вакансия?
— Интересна сфера IT
— <Рассказ про условия>. Когда Вы готовы приступить?
— Подождите, бесплатная стажировка? И на самом деле мой минимум 1000 BYN. Мне нужно подумать
— Хорошо, давайте созвонимся с Вами через пару часов
Ещё я хочу рассказать про трудовой опыт рекрутёров. Честно говоря, мне нестрашно начинать с самого начала, пусть даже 0. Для меня важнее работать с профессионалами своего дела, у которых я могу чему-то научиться. И даже сюда я шла с этой надеждой. Но увы, опыт моей начальницы — 4 месяца (+ пройденные курсы по рекрутингу), опыт коллеги Я — 1 месяц (без курсов), опыт коллеги Т — 1 месяц (в прошлом девушка работала инженером-технологом). К сожалению, чему-то научиться у них я бы не смогла. Вышло даже наоборот, как выяснилось, у меня опыта оказалось больше.
Хочу ещё добавить по рекрутёра Т. Она рассказала, что в день, когда пришла на собеседование, её сразу же посадили за рабочий стол. То есть ей сразу предложили работу, несмотря на отсутствие опыта. Так срочно нужен был человек. Кто ещё может похвастаться таким скоростным поиском работы?
Среди моих задач на день была разработка системы мотивации для сотрудников, потому что её совсем не было. И наверное это стало краем.
В компании полнейший бардак, свои задачи я сделала за 4 часа и отправила ежедневный отчёт. Моё желание работать здесь дальше постепенно приближалось к 0, об этом я и сказала Наде. Она попросила меня дождаться встречи с директором, возможно он сможет дать ответы на мои бесконечные вопросы и большие сомнения. Я согласилась, а до тех пор продолжила отправлять своё резюме в другие компании, откуда и так прилетали отказы или переносы в архив.
В 18:20 мы пошли в кабинет к директору
Всегда есть тот самый наёмный директор и основатель, которого никто не видит. Однако, даже в этом волшебном месте все иначе. Они дружно сидят в кабинете, занимаясь своими делами, изредка выходя из него.
Давайте же познакомимся с ними поближе.
Наемный директор, назовём его Артём. Основатель, пусть он будет Эдгар. Артёму около 40 лет, Эдгару 22.
Когда мы с Надей зашли в кабинет, там был только Артём, какой-то ещё руководитель лет 19 и руководитель отдела маркетинга, ему тоже в районе 20.
Надя представила меня, я поздоровалась и начала задавать вопросы. Диалог длился долго и я просто коротко опишу суть.
"Никого по договору подряда оформлять не будут. Контракт заключается только с руководителями. Исключений не будет. Мы готовы взять кого угодно с горящими глазами. Когда-то давно мы взяли профессионалов, но они не были заинтересованы в работе. Так какая разница, кого нанимать?
Это не конвейер. Приходят и остаются те, кому это действительно нужно. Здесь люди работают и нам нужно видеть эту работу.
На данный момент мы не нуждаемся в системе мотивации сотрудников. Их мотивация — это зарплата. Спроси кого угодно, мы всё выплачиваем в срок.
Да, у нас действительно много людей, которые работают около 3-х недель. Другие не выдерживают.
На самом деле мы не используем систему штрафов. (Я задала вопрос: "А почему тогда их совсем не убрать?". В ответ тишина).
Да, мы делаем ошибки, тем не менее компания держится уже 2 года. Это важнейший показатель. Значит мы на правильном пути".
В чем-то я с ним согласна. С точки зрения бизнеса машина работает, деньги идут, а это приоритет. Жаль, что люди не приоритет.
Однако я не согласна (хотя какое это имеет значение, я без работы, а дядя директор) и всё же у любого сотрудника должны быть комфортные условия. Нужны нормальные столы, хорошая техника, рабочие аккаунты, обучение. Именно работники каждый день пробиваются вперёд, приносят ту прибыль, которой так часто возмущаются директора. Хотя бы элементарные бизнес-процессы должны работать.
Ладно, опустим возмущение. Оно будет в самом конце. Поговорим про основателя.
Парнишка закончил БГУ ФМО. В РБ это считается престижным. Вот, что он пишет о своём трудовом стаже в Linkedin.
У меня много вопросов к этому человеку. Либо он гений, либо психопат, либо лжец.
Я поделилась этой историей со своей подругой. Если бы она не строила карьеру в качестве BA, то вполне стала бы успешным детективом. Она прошерстила его инсту, инсту его девушки, я даже уверена, что на этом расследование не закончилось и она пошла бы дальше. А я пошла слушать её голосовые сообщения.
"Костюм у него явно дорогой. Мне кажется, что и часики какие-то понтовые. У меня такое ощущение, как будто ему папа с мамой денежку дали.
Он инстадива! Показушник. Виолетта, он просто на*бывает людей. Это так называется. У него первая публикация создана 6 ноября 2021 года. Это просто красивый мальчик, который умеет снимать красивые сторис и говорить, что "я такой классный и в свои 22 являюсь CEO компании". Я таких CEO могу в ВК тебе быстро найти, 10 штук.
Я однажды попала к такому на курс. Он красиво всё расписывает, но ни хрена на самом-то деле из этого нет.
Лично моё мнение: очень всё так сладко пишет. Такой весь успешный."
А ещё очень эмоциональный и совершенно ничего не хочет слушать про бизнес-процессы. Он прекрасно вешает лапшу на уши, у него это успешно получается. Вот только правды там никакой нет.
Заключение
Я пропустила часть про преподавателей, потому что там особо и говорить-то нечего. Просто оставлю здесь вырезку из инструкции для них: "Если у Вас нет опыта в IT, все равно скажите ученикам, что у вас 2 года опыта".
Как маркетолог, я делаю низкий поклон их руководителю. Вкинуты бешеные бабки в Instagram, Facebook, Tik Tok. Реально огроменные, реклама крутится днём и ночью. Это работает и люди приходят, и даже иногда платят за обучение.
Но как сотруднику, у которого за плечами не одна и не две пройденные компании, мне очень обидно. Полностью отсутствует структура, поощрения, дополнительная мотивация. Есть только штрафы и скан пальчика. Нет опытных специалистов, профессионалов, учиться там нечему.
Сам продукт сейчас востребован, он на пике своей популярности. Но так его кромсать и ни во что не ставить... Грустно.
Тем не менее, люди всё ещё откликаются на вакансии, проходят конвейер и даже остаются работать. Только вот ненадолго, без записи в трудовой, без положительного опыта.
Я даже могу объяснить почему.
В маркетинге есть такой приём, когда на сайте Вы видите таймер или слышите фразу "Предложение ограничено". Это вызывает у Вас стресс и чаще всего Вы покупаете здесь и сейчас, потому что так сработал Ваш мозг. Он подумал: "А вдруг это лучшее предложение сейчас. Я не могу упустить выгоду". Он очень ленивый товарищ, поэтому не хочет много думать.
Когда мы испытываем стресс или панику, нам проще всего впихнуть что-то нужное/ненужное. Так вышло и здесь. Я пришла с чувством паники, потому что не могла найти подходящую работу. Испытывала сильный стресс и купилась на быстрое предложение. Мне показалось, что это решит проблему.
Но важно помнить, что все серьёзные решения Вы должны принимать в спокойной обстановке, там, где Вы испытываете максимальный комфорт.
Рынок постепенно оживает, вакансии появляются и даже есть среди чего выбирать. Я призываю Вас быть спокойнее и терпеливее. И самое главное — соображайте трезво.