Формирование потребности подражать слову взрослого – ответственный момент в работе с детьми с ментальными нарушениями. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Логопед особого семейного центра «Роза ветров» Наталья Кучмезова рассказывает, что задача специалистов – создать условия, в которых у ребёнка возникло бы желание повторять, произносить за взрослым одни и те же звукосочетания много раз.
В этот период развития речи дети могут в доступной им звуковой форме называть знакомые предметы, игрушки, какие-либо действия, которые совершают сами или взрослые. В такой же форме они могут выражать и свои желания.
«Обычно мы начинаем формировать подражательную речевую деятельность с подражания вообще: «Сделай так, как я делаю». Например: покатай мяч, как я; хлопни в ладоши, как я; потопай ножками, как я, покатай машинку, как я и так далее. Все свои действия и действия детей сопровождаем словами или короткими стихами. А когда учим подражать действиям животных, то используем различные двигательные упражнения и игры. Например: «Села птичка на окошко, посиди у нас немножко! Посиди, не улетай. Улетела. Ай!» (улетела – движения руками)», – говорит Наталья.
Затем специалист помогает ребёнку подражать звукам или словам, начиная с тех звуков, которые он уже знает и умеет произносить. Каждому звуку в этот момент может соответствовать большое количество предметов и имитационных действий (жестов).
К обучению словам прибегают тогда, когда у ребёнка возникла первая возможность произносить по подражанию хотя бы части какого-либо слова. Как только появляются новые слова необходимо сразу же объединять их в предложения и не застревать на этом этапе для их расширения. Например, «на мама», «папа ди» – папа иди, «ав на» – собака на, «мама ам» – мама кушать.
Логопед подчёркивает, что формировать речевое подражание старается в игровой деятельности. Обязательным условием является эмоциональный контакт с ребёнком, определённый уровень понимания речи и наличие подражательной мотивации. Чтобы у ребёнка возникало желание подражать речи взрослого, необходимо создать ребёнку те условия, в которых он вынужден что-то попросить, кого-то позвать. Причём слова ребёнок произносит в любом доступном оформлении, используя жест или символ.
«Ещё прекрасными видами работы для речевого подражания, которые мы предлагаем ребятам, являются дыхательная и артикуляционная гимнастики. Они помогают создавать не только приятный атмосферный фон, но и постепенно готовят артикуляционный аппарат к появлению звуков. Играя, мы предлагаем, например: понюхать цветы, погреть ручки, спокойно вдохнуть через нос, а на выдохе произнести [ба – бо – бу]; вспомнить, как громко плачет девочка – длительно тянуть А-А-А, как гудит пароход У-У-У, как пищит мышонок И-И-И, плачет малыш УА-УА-УА, когда девочку укусила пчела ОЙ – ОЙ, как скачет мяч ОП-ОП», – отмечает Наталья Кучмезова.
Формирование подражательной речевой деятельности у детей с ментальными особенностями – длительный процесс. Поэтому необходимо радоваться вместе с ребёнком любому, даже самому маленькому шагу к победе.