Начиная разговор о флорентийской мозаике, необходимо хотя бы вкратце упомянуть о мозаичных технологиях и истории развития этого величественного вида монументально-декоративного искусства. Все мозаичные техники, по сути своей, являлись достаточно сложными процессами и использовались для украшения жилищ знати и общественных зданий античного общества.
В основном мозаичная технология использовалась как напольное мощение, решая в дизайне интерьера несколько задач. Несомненно, главная из них – это эстетическая, поскольку ковер из ярких полированных камней, собранных в затейливые рисунки имел сильное воздействие на восприятие помещения. Пространство преображается в зависимости от художественно-пластического решения мозаичного покрытия, делая его богаче, насыщенней и ярче. Не стоит забывать так же о том, что каменные мощения в античную пору имели так же и санитарно–гигиенические цели, поскольку формация каменных кубиков, объединенных известково-цементным раствором, становилась со временем монолитом, имеющим крепкие, устойчивые свойства.
Переходя от одного исторического отрезка времени, к другому, мозаика оставалась элитарным художественно-декоративным инструментом для украшения архитектурных пространств. Её технологическая составляющая даже теперь, по прошествии десятков сотен лет, при наличии мощной техники и специальных технологий, по прежнем остаётся трудоёмким и дорогостоящим предприятием. Была лишь одна историческая эпоха, когда модульная мозаика снизила свою себестоимость и стала популярной и распространённой в той части мира, где правила Римская империя. Это стало возможным, благодаря централизованному планированию и чёткому разграничению рабочих процессов в мозаичных мастерских.
Римские мастера не только улучшили технологические параметры, но и ввели особые термины и названия, которые сохранились до нашего времени. До сих пор искусствоведы и специалисты используют данную терминологию.
Мозаика из обкатанных морских голышей и мелко дроблёной черепицы получило название оpus (произведение, лат.) barbaricum (заграничная или варварская техника, лат.) за достаточную простоту выполнения. Данная технология предусматривала применение укладки модулей, как плоской частью, так и торцом. Изначально создавались простые, двухцветные, графические покрытия, состоящие из незатейливых геометрических фигур. По мере совершенствования этого способа усложнялись и обогащались композиционные и цветовые качества.
В дальнейшем оpus barbaricum, достигнув своей вершины развития, уступил место другому, более сложному, модульному набору, названному оpus tesselatum (tessera-кубик, latum-разбивать, лат.), где модули, используемые в мозаике, обрабатываются, принимая кубическую форму. Технология представляет собой раскалывание небольших мраморных и гранитных кусков или пластин камня, с последующим обтесыванием мелких фрагментов. В последствии, техника стала называться "римским набором"
Наряду с оpus tesselatum на арене мозаичного пространства появляется оpus vermiculatum (червеобразный, лат.) – техника, которая стала значительно изящней своей предшественницы. Модуль или тессера, оставаясь всё тем же каменным или стеклянным кубиком, вытягивается по форме, значительно сокращаясь в размерах до 5 мм и менее. Именно в этой технике созданы наиболее значительные образцы мозаичной живописи эллинистического периода. Как пример можно упомянуть напольное мозаичное мощение из дома Фавна, «Битва Александра Македонского с Дарием » из Неаполя, III век до нашей эры. В этой технике создавались так же мозаичные эмблемы, в которых мастера пытались имитировать живописные приёмы, используя иллюзию объёмного изображения.
И, наконец, последним и самым сложным в техническом плане мозаичным набором, является техника оpus seсtile ( вырезной, лат.) – техника, которая представляет собой пластинчатый мозаичный набор из плоских кусков камня или стекла, составленных в единую шлифованную поверхность. В этой технике можно увидеть истоки флорентийской мозаики. При таком наборе очень важным является использование цветовых и структурных свойств материала, когда каменная плитка подбирается и обрабатывается исходя из вышеуказанных свойств. По сути – это логическое продолжение античной мраморной инкрустации без использования выборки основы. Изначально этот способ использовался для укладки полов каменными пластинами в виде ковровой композиции, используя геометрический орнамент.
Существовала еще одна мозаичная технология, получившая развитие в средневековой Италии, а в последствии и Европе - это стиль «косматеско». После распада Великой Римской Империи ее преемницей стала Византийская империя со столицей в Константинополе, связавшая две части мира – Запад и Восток, при этом она стала центром христианского мира, и воспитала множество талантливых художников и мастеров. Сменив античный Рим на христианский, государство сохранило многие творческие традиции, в том числе и мозаичные. Мозаика, как часть монументальной живописи стала востребована в большей степени, чем раньше. Интерьеры христианских храмов, выйдя из катакомб стали украшаться невероятно богато и разнообразно, как того и требовала новая религия.
Основными композиционными схемами в стиле «косматеско» являлись богато украшенные простые геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, соединенные друг с другом пёстрыми полосами на фоне белого мрамора. Мастерами использовался определенный модуль наполнения полос и фигур – квадрат и треугольник. Само название «косматеско» было дано искусствоведами только в 19 веке по названию одного семейства мастеров-мраморщиков Космати (итал. Cosmati), которые в 11 веке прибыли в Италию из Константинополя.
Продолжение в следующем выпуске.
Из книги В. Зеленева "История мозаик флорентийских"