В рубрике #жкхвлицах продолжаем рассказывать о людях, которые работают в сфере городского хозяйства нашего города.
Сегодня история о дворнике-художнике из Центрального района.
Несколько энергичных взмахов метлой – и вместе с прошлогодними оставшимися листьями, пылью и обертками от конфет и жвачек, этим неизменным атрибутом цивилизации, куча мусора летит в совок.
Крепко держа в руках древко метлы, работник в спецовке шаг за шагом продвигается вперед, обводя метлой густые тени, нарисованные на асфальте утренним солнцем.
О метлах дворник эксплуатационного участка №1 ООО ЖКС №3 Центрального района Павел Николаев может говорить часами. К примеру, метелка пластиковая. Она у Павла Юрьевича особенная: волокна из полипропилена укорочены, подрезаны особым образом для жесткости, чтобы было удобно сметать мусор, в том числе крупный, в совок.
– Для дворника метла – все равно, что для скрипача смычок или скальпель для хирурга, - любит повторять Николаев.
«По листу» Павел Юрьевич работает метлой березовой, с длинным черенком: чтобы замах был широким, а опавший лист можно было извлечь даже в труднодоступных местах. А еще такая метла, по его мнению, самая экологически чистая, так как изготавливается из натуральных материалов. Непосредственно в работе не выделяется вредных веществ, которые могут навредить человеку или природе. Подметать такой метлой дворы можно легко и быстро.
Арсенал дворника нехитрый: лом, метла, совок, лопата. Но только опытный работник знает, как и когда применять этот инвентарь. Николаев никогда не станет рано утром убирать снег в дворе-колодце широкой алюминиевой лопатой: металлическая гремит, жильцов разбудит. Он работает лопатой пластиковой. До алюминиевой лопаты очередь дойдет, когда потребуется перебросать собранный в кучу снег в машину и зачистить территорию.
Павел Николаев встает чуть свет и подметает, чистит дворы в Басковом переулке. К нему так привыкли, что участок от 26-го до 41-го дома называют «Пашкин переулок». Здесь каждый уголок ему знаком, тысячи раз пройден с метелкой, лопатой и ломом.
– Почти за сорок лет работы дворником столько ломов переломал в суровые петербургские зимы, что и сосчитать сложно. А человек, выходит, крепче стали, - размышляет Павел Юрьевич.
Он любит порассуждать. Пофилософствовать. Потому что бесконечно влюблен в Питер. Нет, не в весь огромный, основательный, монументальный, каменный город, который с восходом солнца руки рек и каналов несут в северное утро. Он влюблен в тот, который однажды увидел отраженным в зеркале дождевой лужи посреди двора-колодца и к которому прикипел сердцем. Этот старый петербургский двор с четкими геометрическими фигурами теней на глухих стенах он прихорашивает каждое утро метлой, точно художник кистью.
В знаменитую Муху, что в Соляном переулке (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица), Николаев поступил с третьей попытки. Но студентом так и не стал: тогда бы пришлось отказаться от десятиметровой комнаты в коммунальной квартире, которую Павел получил, работая дворником, и перебраться в общагу. Этот вариант его совсем не устраивал. В итоге оказался в группе слушателей, добровольно посещавших лекции художественно-графического факультета.
Мечтал о персональных выставках, создавать прекрасные картины, а что изображать, работая дворником?
Хотя профессия достойна и уважаемая. В этом Николаев все больше убеждался, знакомясь с жильцами домов в Басковом переулке. К нему часто обращались за советом, помощью. Никому не отказывал. Павел знает личные телефоны многих жильцов. Кода нужно, звонит, просит переставить автомобиль, мешающий убрать территорию, сам вызывает экстренную бригаду в случае аварии на сетях…
– Сюжеты? – на мгновение задумывается Павел Юрьевич. – Ходишь, смотришь, и сама жизнь подсказывает темы для творчества.
Проводя большую часть времени во дворах-колодцах, по-особому представляешь вымороженное трескучими морозами и вымытое обильными дождями северное небо. Николаев не исключение. Сидя за мольбертом в дворницкой, он стремился передать его бездонную голубизну и плывущие в бескрайнюю даль белые, словно лебеди, облака. И все это Павел переносил на холст.
Когда у него появился среднеформатный фотоаппарат «Салют», увлекся черно-белой фотографией.
Днем снимал коллег по работе, натюрморты, типичные и в то же время необычные пейзажи петербургских дворов – четко очерченные тени на стенах домом, а по ночам, выгородив в части коридора коммуналки лабораторию, под неодобрительное ворчание жильцов священнодействовал над рождающимся изображением городского пейзажа на фотобумаге.
– Есть у меня мечта: в фотографиях, как в музыке Чайковского, запечатлеть времена года, - делится Николаев.
Выставки «Зима» и «Осень» он уже провел.
Особенно яркой получилась выставка «Зима», которую Николаев при поддержке друзей организовал на Литейном проспекте, дом 58. Часть пространства заполнил снегом из пенопласта. Надел спецодежду, варежки, валенки, взял в руки метлу и начал убирать снег. Гости выставки восторженно аплодировали Павлу.
А еще Николаев пишет рассказы, стихи. Они такие же искренние, как и его художественные работы.
Одуванчики.
Одуванчиков
тебе принес,
не роз,
не лилий.
Нет, копеек и рублей в изобилии.
Одуванчики
как золото
цвели,
разве главное копейки и рубли?
Поднял с дороги
блестящих
на солнце,
тридцать копеек,
положил
их
на счастье в карман.
Одуванчиков,
закрылся золотистый цвет,
тридцать копеек
в кармане,
а счастья.
Все нет.
Но, конечно же, счастье у Павла Юрьевича есть – его работа. Труд дворника отмечен многими наградами, в том числе юбилейной медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» – города, который бесконечно дорог Николаеву, и в который он самозабвенно влюблен.
#людижкх
#жкхвлицах
#жкх
#труд
#ветераны труда