Найти в Дзене
Журнал «Театрал»

«СТРАСТИ ПО БУМБАРАШУ» РАЗВОРАЧИВАЮТСЯ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС»

Оглавление
Фото: Анатолий Морковкин
Фото: Анатолий Морковкин

Впервые спектакль «Страсти по Бумбарашу» появился в афише Театра Олега Табакова в 1993 году. Он не сходил со сцены 18 лет и за это время успел объездить с гастролями полмира. В марте 2022 года спектакль вновь сверкает в репертуаре театра - уже в постановке Владимира Машкова - как антивоенный манифест, призыв к внутреннему миру, актуальному и в начале прошлого столетия, и в 1990-е, и сегодня. Подробнее о премьере Театра Табакова и о том, как история о Гражданской войне стала практически библейским сюжетом, рассказывает Софья Малинникова в рубрике «Журфак Театрала».

История Бумбараша сегодня воспринимается как настоящий народный сюжет, чему однозначно способствуют признанные поколениями стихи Юлия Кима, положенные на музыку Владимира Дашкевича. Спектакль строится вокруг текста пьесы как отдельный мир со своими быстро сменяющимися темпами жизни. Эти темпы вращаются в музыкальной постановке, поддерживая героев в каждом из предложенных испытаний. Визуальная комичность с частушечными напевами сменяется драмой романса атаманши Софьи и поручика, затем переходит в меланхолию напева «Ходят кони над рекою». Основная трагичная мысль спектакля очень умело прячется за красочностью художественного оформления постановки Александра Боровского и хореографией Аллы Сигаловой. Почти вся труппа Театра Олега Табакова занята в масштабном, ярком спектакле.

Машков создал спектакль, с особым механизмом образной системы, в котором герои, даже спустя почти 29 лет со дня премьерного показа, остаются настоящими. Они оживают при погружении молодых артистов в новые амплуа, сохраняя гармонию постановки.

«Наплевать, наплевать, надоело воевать!»


Севастьян Смышников, следуя по стопам Евгения Миронова, отдает образу Бумбараша себя целиком, так, что невозможно не сопереживать молодому солдатику в дырявой шинели. Шутки, песни, рассказы о полете на воздушном шаре: образная комичность и простота вводят Бумбараша в разряд героев вечных. Персонаж этот – копия образа, устоявшего в нашей культуре очень давно. Русский герой, простой, находчивый парень, для которого основа счастливой жизни – мир, спокойствие и любовь.

Фото: Анатолий Морковкин
Фото: Анатолий Морковкин

Но все же Бумбараш – жертва обстоятельств. На ход сюжета действия главного героя, по сути, никак не влияют, он вынужден перемещаться от бандитов к красным, от красных к белым, потому только, что иного выхода у него нет. После войны единственное желание Бумбараша – сохранить себя, свою открытость и любовь к друзьям, к брату Гавриле, к Варе. И здесь всем известные строки «Ничего не знаю, моя хата с краю» становятся гораздо большим утверждением, чем страх и попытка уйти от ответственности. Это исключительное право героя на жизнь в мире, существование без ненависти, без смерти и тяжести постоянных убийств. Владимир Машков в своем спектакле как бы задает вопрос, как быть тем, кто не готов вершить судьбу, как быть тому, кто больше не хочет воевать? Таких героев нередко встретишь и в наши дни.

«За Русь, за Бога, за царя, хоть не осталось из них никого»

«Гражданская война – самое страшное, что может произойти с обществом, с семьей, с людьми, когда непримиримость к иному взгляду на устройство мира приводит к тому, что возникает желание уничтожить другого человека. Война, запущенная сто лет назад, длится до сих пор. «Страсти по Бумбарашу» разворачиваются здесь и сейчас, в каждом из нас», – говорит Владимир Машков. Разногласия внешние не так страшны, как внутреннее расслоение, междоусобица братьев, вражда одного народа. Об этом кричат «Страсти по Бумбарашу». Когда за размытую идейность родные люди готовы убивать друг друга, когда появляются определения «наши» и «чужие» внутри одной страны – приходит гибель общества.
– Ну а чем же они лучше?
– Да ты что, они же Свои…

Такой диалог происходит между Бумбарашем и героем Яшей (Владислав Миллер). Наивный мальчик-коммунист, прочитавший «Das Kapital» с плохим немецким, готов научиться кидать бомбу «за правое дело». Но стоит ли того правое дело, если в основе его идеи стоят лишь строчки Интернационала, вышитые золотыми буквами на алых шароварах Василия Ивановича? И чего стоит лозунг белого офицера «За Родину! За Россию!», если той самой России уже не осталось, а сам он теперь готов пристрелить тех людей, за жизнь и благополучие которых бился на войне. Герои, приобретая идейность, получают желание наживы, но теряют человечность и способность к диалогу.

Фото: Анатолий Морковкин
Фото: Анатолий Морковкин

«Ах, черная река, как ты глубока»


Неспроста в спектакле Машкова сокращается до минимума образная система произведения, до условных противоборствующих групп. У них нет лица: есть предводитель, но нет идентичности. И когда в условиях гражданской войны на первый план выходит личная драма, например, ревность Гаврилы (Александр Кузьмин) или любовная линия офицера Ильина (Евгений Миллер) и разбойницы-атаманши (Аня Чиповская), происходит трагедия. На войне нет места душе, любви, личному счастью. Раскалывая общество, мы раскалываем самих себя.

И ведь сюжет «Страстей по Бумбарашу» раскрывает не столько перипетии гражданской войны, сколько ее последствия. А последствие только одно. Страх, одиночество и душевная гибель преследуют даже тех, кто пытался остаться в стороне и сохранить мир.

И складывается так, что «Страсти по Бумбарашу» оказываются не просто музыкальной постановкой по пьесе, основанной на неоконченной повести Гайдара. Само название отсылает к тому, что спектакль являет собой новый, практически библейский сюжет о мучениях, он оказывается трагедией, построенной вокруг страданий гражданской войны.

Автор: Софья Малинникова

Читайте ещё больше материалов на сайте «Театрала»