Стартап – это всегда дело непростое, а в текущих условиях все становится сложнее в десятой степени. Давайте посмотрим, как все же обстоит ситуация и есть ли пути решения проблемы.
Что происходит?
Уже очевидно, что инвестиционный рынок ждут ощутимые изменения. Более того, есть предположение, что он никогда не будет прежним. Более того, и раньше нельзя было сказать, что местный рынок стартапов поражал свой активностью. Сегодня все стало еще грустнее. Пожалуй, сложность в том, что условного “дна” еще нет и неопределенность серьезно накаляет обстановку.
Тем не менее, уже есть все основания говорить о том, что более-менее стабильная перспектива ждет тех, кто работает в финансово емких сегментах, на которые есть большой спрос. В первую очередь, внутри страны. Остальным придется либо перестроиться, либо прекратить существование.
Больше, больше денег
Сказать, конечно, проще, чем сделать. Однако, единственный путь решения проблемы – это начать зарабатывать, причем, как можно больше. Да, суть стартапа понятна всем и при его создании формируются разные бизнес-модели, которые в том числе включают и наличие убытков с условием заработка в долгосрочной и среднесрочной перспективах. Ну что сказать? Все это придется перестраивать и чем скорее, тем лучше.
Сегодня иметь убыток и вынашивать далеко идущие планы непозволительная роскошь. Те проекты, которые научатся получать деньги, будут иметь шансы пережить темные времена и начать развитие на новом рынке после его формирования.
Сложности продвижения
После того, как был введен запрет на ряд площадок, стало очевидно, что возможность продвижения снижается. У многих компаний бюджеты на рекламу были сформированы еще до начала 2022 года и расписаны на 6-12 месяцев. Все это приведет к тому, что на оставшихся площадях разразится нешуточная борьба. В итоге в победителях окажется тот, кто лучше всех знает своего клиента.
Но есть и позитивные новости: вместе с запретом рекламных площадок уйдут и серьезные рекламодатели. А это значит, что их места окажутся вакантными.
Релокация
Очевидно, изначально повод для релокации на самом деле печальный. Но давайте постараемся посмотреть на ситуацию позитивно. Допустим, проект давно собирался выйти на международный рынок, но все время считалось, что момент неподходящий. Так вот. Время пришло и вряд ли вы когда-нибудь получите более сильный пинок судьбы.
Да, будет сложно. Но, если проект сильный, он справится и получит шанс на дальнейшую жизнь. Такая проверка на прочность продемонстрирует настоящее положение дел.
Что мы имеем в сухом остатке? Новый рынок, причем никто не знает, каким он будет в итоге. Но есть кое-что, что остается неизменным. А именно: принцип, согласно которому выживает сильнейший.