Найти тему

Вернутся ли в Свердловскую область наши культурные ценности, оставшиеся за границей?

Разворачивающиеся в России и Украине события коснулись многих аспектов нашей привычной жизни. В первую очередь, общество переживает из-за потенциальных экономических проблем, которые коснутся зарплат, цен в магазинах, курса рубля. Что же касается проблем, связанных с культурой, то для подавляющего большинства главными неудобствами стали отмена в прокате новинок массового кино, а также запрет на покупку видеоигр.

В то же время о российских культурных ценностях, находящихся за границей, мало кто вспоминает – прямо сейчас в европейских музеях в подвешенном состоянии находится огромное количество произведений искусства: коллекция императорских яиц Фаберже, «скифское золото», супрематические картины Малевича, работы Шагала периода до эмиграции и многие другие культурные ценности остаются вне России. И неизвестно, когда они вернутся к нам и вернутся ли вообще.

Ухудшает ситуацию также то, что «Группа БИЗО», объединение директоров крупных мировых музеев, приостановила членство в организации директоров таких российских музеев, как Эрмитаж, Третьяковская галерея, ГМИИ имени А. С. Пушкина, а также Музеев Кремля. Учитывая, что «Группа БИЗО», в первую очередь, занимается договоренностями касательно обмена выставок, исключение из членства представителей России может обернуться риском невозврата нам выставок, которые сейчас находятся в Европе.

Застряли наши картины и в Азии – прямо сейчас в Сеуле проходит выставка «Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард: искусство революции». 63 картины российских авангардистов, принадлежащих Екатеринбургскому музею изобразительных искусств, находятся в подвешенном состоянии. Екатеринбургский музей подавал обращение к организаторам выставки с просьбой вернуть коллекцию на родину. В Сеуле ответили отказом. Один из организаторов, заявили представители газеты Hankook Ilbo, сообщил, что выставку намерены оставить в Сеуле до 17 апреля.

-2

В это же время в Испании проходит выставка, посвященная Федору Михайловичу Достоевскому – 21 произведение графики и скульптуры, связанное с жизнью и творчеством великого русского писателя, остается за рубежом, и неизвестно, вернется ли она в свой дом – Русский музей Санкт-Петербурга.

Кроме того, в Италии в выставках участвуют работы Пикассо и Кандинского, в Лондоне находится пятая по величине коллекция Фаберже, а во Франции «в заложниках» находится знаменитая Морозовская коллекция. Все эти произведения принадлежат России, но рискуют остаться за рубежом.

Происходящее сейчас демонстрирует то, что старая система правил уже не действует, считает кандидат наук искусствоведения и культурологии Георгий Цеплаков.

«В связи со спецоперацией на Украине ломаются многие профессиональные стандарты и профессиональные стереотипы. Сама манера и возможность ввести санкции нарушает экономическую систему и, видимо, становится заразной для сферы культуры. Сегодняшние правила нарушаются в обход принятых стандартов и принятых договоров, порождая хаос», – считает Георгий Цеплаков.

Эксперт уверен, что похожая ситуация была вокруг нашей олимпийской сборной многие годы, и происходящее – свидетельство того, что известное нам олимпийское движение заканчивается, и впереди нас ждет новый этап, если он наступит.

«То же самое касается и экономических санкций: они отменяют и систему ВТО, и позволяют противоположной стороне вводить ответные шаги, которые идут против общепринятых правил. И вот теперь, видимо, это коснулось и сферы культуры, потому что представить себе еще буквально несколько лет назад, что какая-то выставка, находящаяся в другой стране, может быть арестована представительством другого государства – это было нонсенсом», – заявляет Георгий Цеплаков.

Что касается конкретных выставок, то эксперт уверен, что ситуация непредсказуема, ведь решения принимают чиновники на местах в конкретной стране. При этом, несомненно, риск потерять наши произведения искусства есть, ведь все, что сейчас маркировано Россией, вызывает опасения у «недружественных стран».

-3

Ответной реакцией Россия может либо вводить симметричные ограничения – на каждую арестованную коллекцию находить аналогичную в России и арестовывать ее, ведь в нашей стране также находятся выставки из других стран. Другой вариант – введение несимметричных санкций, включающих ограничение потока туристов, связей между учеными, введением пошлин, штрафов и прочих помех в культурной коммуникации стран.

«Есть и третье решение проблемы – мы можем договариваться, и мне кажется, именно к этому варианту все и придет. После завершения военной и экономической фазы конфликта культурные рамки должны будут восстановиться первыми», – уверен Георгий Цеплаков.

Эксперт уверен, что санкции попали в сферу культуры «по касательной», однако именно в ней находится больше всего символов и больше всего смыслов, и оттого подобные удары так заметны и ощутимы.

Однако на сохранение культурного общения эксперт возлагает больше всего надежд. Ведь если военный и экономический мир «отмотать назад» уже не получится, то на восстановление отношений касательно сферы искусств и культуры еще можно надеяться.