Найти тему

А помните "Приключения Незнайки"? Часть первая, книжная

Оглавление

Детские художественные книги редко когда бывают одновременно и развлекательными, и познавательными. Чаще такие книги встречаются для совсем маленьких детей, которые пока могут получать информацию в игровой форме, а вот для аудитории постарше мало что написано в пограничном формате познавательных историй.

И среди этого "мало что" скалой возвышается совершенно гениальная трилогия про приключения Незнайки за авторством Николая Носова. Сегодня мы поговорим про историю этой книги и в чем её ценность, а в одной из следующих публикаций поговорим о мультипликационных воплощениях этих историй.

Так вот, дело было так...

Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о кино и сериалах, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я пишу о телевидении, старых компьютерных играх, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах"

Краткая история появления Незнайки

Незнайка, как литературный персонаж больше чем на полвека старше наиболее известного своего воплощения, и ведет свою родословную от персонажей, придуманнных под коксом Пальмером Коксом, канадским художником, в конце XIX века. Пальмер рисовал комиксы про сказочных существ под названием "брауни", которые плюс-минус представляли из себя тех самых носовских коротышек (а ещё служили источником вдохновения для смурфиков и прочей сказочной микрофауны XX века).

Брауни Палмера Кокса
Брауни Палмера Кокса

Удивительно, но даже при скорости информационных потоков конца XIX века комиксы канадского художника достаточно быстро попали в страну вечной зимы и бухих медведей (то есть в Россию). У нас эти веселые картинки попали в руки Анны Борисовны Хвольсон, замечательной детской писательницы и переводчика и были немедленно переведены на великий и могучий. Перевод был весьма условный (примерно как "пересказ" Милна Заходером), но в книге "Царство малюток", впервые вышедшей в свет в 1889 году Незнайка уже существовал. Другое дело, что это был совершенно другой персонаж, от которого носовский Незнайка унаследовал лишь имя, большая часть характера Незнайки была присуща Мурзилке (другой, кстати, культовый персонаж советской культуры), но одно можно сказать точно - родившийся в 1908 году Николай Носов вполне мог вдохновляться этими произведениями и персонажами при написании своей трилогии.

Вот такое издание мне купили родители. Эта книжка и до сих пор одна из самых любимых.
Вот такое издание мне купили родители. Эта книжка и до сих пор одна из самых любимых.

И, хотя произведения Анны Хвольсон после революции были забыты (их репринты были сделаны лишь в 1990 году с оригинальной орфографией), Незнайка возродился в замыслах Николая Носова в 1952 году после беседы с редактором журнала "Барвинок" Богданом Чалым. Носов срисовывал своего героя с типичного мальчишки лет 9-10, непоседливого, но обаятельного, любознательного и с тягой к приключениям. Обаяние героя, описанного Носовым было так велико, что Чалый, даже не видя текста, предложил Носову печатать книгу о Незнайке в его журнале.

И тут все завертелось.

Книжки с картинками, часть первая

Впервые истории про Незнайку увидели свет (а свет увидел их) в 1953 году в виде первых пяти глав "Приключений Незнайки и его друзей", в которых представлены отдельные истории о Незнайке, в которых он терпит неудачу из-за своей невнимательности и неусидчивости (а ещё и невежественности, нетактичности и нежелания чему-то долго учиться). Сквозной сюжет начинался в шестой главе и был связан с путешествием коротышек Цветочного города на воздушном шаре.

Цветные картинки были не у всех, но в черно-белом варианте они даже роднее как-то
Цветные картинки были не у всех, но в черно-белом варианте они даже роднее как-то

Читатель (а целевая аудитория у этой книги - дети лет 6-8) попадал хоть и в диковинный, но вполне реалистичный мир этакого детского садика на хозрасчете. Помните в детстве вы хотели быть взрослыми и заниматься всякими взрослыми штуками? Так вот, коротышки у Носова именно такие - собирают урожай, придумывают диковинные устройства, вроде автомобиля, приводимого в движение газированной водой или воздушного шара, лечат других коротышек касторкой и йодом и вообще всячески развлекаются.

Ещё была раскрыта тема моды и моноброви
Ещё была раскрыта тема моды и моноброви

Ребенок, постигая законы этого мира, внезапно обнаруживает, что коротышки очень удачно сопоставляются с ним и его окружающими, отчего мир коротышек становится очень интересным и увлекательным. При этом книга как проста, так и глубока одновременно. В детстве не задумываешься, а реален ли воздушный шар Знайки (вполне реален), насколько достоверна реальность того, что на Землю упадет кусок Солнца (в принципе достоверна, но не в том виде, в каком это придумал Незнайка) и насколько возможен автомобиль на газировке (в принципе да, но КПД будет удручюще низким). Открывать новое в Незнайке можно постоянно - ваш автор лишь в возрасте 30 лет вдруг открыл, что медовые компрессы доктора Медуницы против ран работают как отличный антисептик.

Переломы, кстати, лечатся гипсом, который в книге тоже накладывают
Переломы, кстати, лечатся гипсом, который в книге тоже накладывают

А ведь ещё в книге в доступной форме описано действие блоков и рычагов, описана конструкция подвесных мостов и водопровода и разумеется, дается множество моральных уроков - о том, что нужно учиться, что врать - плохо (причем, в основном, для себя), что нужно уметь прощать, и, самое главное, что нужно дружить и общаться и с мальчиками, и с девочками.

Как снять яблоко, если дерево большое, а ты сам с небольшой огурец?
Как снять яблоко, если дерево большое, а ты сам с небольшой огурец?

Дополнительного обаяния книге придавали иллюстрации авторства Алексея Лаптева, в которых сформировался каноничный облик коротышек и того, что их окружает.

Книжки с картинками, часть вторая, утопическая

Не будет преувеличением сказать, что Незнайка растет вместе со своими читателями. Вторая часть приключений коротышек серьезно прибавила в научно-технической части - герои из своего колхоза (с водопроводом и машинками на газировке) попадали в просвещенную утопию Солнечного города (удивительная отсылка на Томмазо Кампанеллу, глаза на которую открываются тоже исключительно в сознательном возрасте). Утопия та была, разумеется, коммунистической (а о чем ещё мог писать советский писатель?), где бал правят механизмы и творческий труд свободных людей.

Не наркомания, а технический прогресс
Не наркомания, а технический прогресс

Размах мысли здесь такой, что даже сейчас, через полвека после первой публикации "Незнайки в Солнечном городе" некоторые вещи так и остались фантастикой. Беспилотный транспорт, парки развлечений, похожие на Диснейленд, но более развивающие, радиоуправляемые комбайны и летающие автомобили, система видеонаблюдения за городом, не говоря уж про извоз девчонок в обнимку с ящиком мороженого на заднем сиденье поражали детское воображение, наверняка дав толчок в сторону развития научно-технического прогресса многим советским детям.

Я в детстве мечтал о машине-вертолете
Я в детстве мечтал о машине-вертолете

Вместе с тем, есть в романе-сказке (как его назвал сам Носов) есть и сказочный элемент в виде Волшебника и волшебной палочки - для создания основного конфликта произведения и его разрешения. Для тех, кто читал Незнайку давно и уже подзабыл в чем дело, объясню - сюжет крутится вокруг получения за три бескорыстных хороших поступка волшебной палочки и потери ею своих свойств при совершении трех плохих поступков. Разумеется, главному герою суждено сделать и те, и другие поступки, в процессе чего мы и узнаем, как важно думать о последствиях своих решений, к чему может привести слепое копирование и, наконец, как важно умываться.

Сейчас будет БОЛЬШАЯ ошибка
Сейчас будет БОЛЬШАЯ ошибка

Но самая мякотка, как говорится, была впереди.

Книжки с картинками, часть третья, киберпанковая

Сейчас стало мэйнстримом запускать героев в космос, если не можешь придумать, как повысить градус эпичности в произведении (привет, Форсаж 9). А вот в 1965 году это ещё не было мэйнстримом, а вот космическая тема в литературе ценилась. Поэтому ли для очередного приключения коротышек Николай Носов выбрал местом назначения именно Луну? Наверняка.

Все максимально реалистично
Все максимально реалистично

И если вторая часть трилогии была утопией, то третья резко сменила свой жанр и стала если не антиутопией, то типичным киберпанком с его "high tech, low life". Незнайка в этот раз попадал в жестокий мир дикого капитализма и знакомился с дикими, но симпатишными коротышками спутника Земли. Пропаганда? Возможно, но побольше бы такой пропаганды на книжных полках.

Носов даже "демократизатор" придумал!
Носов даже "демократизатор" придумал!

Но там, где была пропаганда, было и много познавательного. Вот вы знаете, почему в состоянии невесомости невозможно вскипятить чайник? В "Незнайке" это объяснено на наглядных примерах. Как объяснить законы Ньютона даже самым маленьким? Да легко, Знайка объяснит, а лунные полицейские продемонстрируют на практике. Как летают ракеты? Фуксия и Селедочка - вам слово. Как появлялись лунные кратеры? "Блинная теория"!

Сможете ли вы назвать всех персонажей с этой картинки?
Сможете ли вы назвать всех персонажей с этой картинки?

Но самое главное, в чем преуспел Носов - это в объяснении законов капитализма. Кто бы мог подумать, что и тридцати лет не пройдет, а СССР развалится, а на его осколках воцарится тот дикий капитализм, который Носов описал ещё в 1965 году? Многие, кто читал "Незнайку на Луне" в советское время наверняка узнавали параллели между МММ и "Обществом гигантских растений", понимали, что такое "кидалово" и с грустью понимали, что без их спроса потенциальная утопия Солнечного города растаяла вдалеке, оставив их с реалиями Давилонов и Брехенвилей.

Но многие остались у разбитого корыта
Но многие остались у разбитого корыта

Очень жаль, что не все усвоили этот урок, но и кто думал о том, что такое может произойти?

Продолжение следует...

-14