Чтобы починить сломанный механизм, нужно обнаружить неисправность и заменить деталь. Но если речь идет о трансформации психических процессов, то здесь действуют другие законы — законы самовосстанавливающихся систем. Какой навык важно развивать психологам и всем, кто занимается самопознанием? Читайте в статье.
«А делать-то что?»
— это один из самых частых вопросов от начинающих психологов:
💬«Мы с клиентом поработали, нащупали корень проблемы. А что с этим делать?»
А также от тех, кто прочитал какую-то психологическую статью, книгу, прослушал лекцию или семинар и получил инсайты:
💬«Здесь я действовал из таких мотивов, а тут со мной не так поступили, а там я неправильно поступал. Это все понятно, а дальше-то что?»
И такой подход отражает определенный образ мышления.
Европейская Школа Психологии ведет набор в Комплексную программу подготовки профессиональных психологов. Это годовая образовательная программа для тех, кто увлекается психологией, хочет стать профессиональным психологом и создать успешную высокодоходную онлайн-практику. Смотреть программу >>>
Есть два способа исследования чего-либо:
- «Мышление Аристотеля» или «Мышление Ньютона».
Как проявляется? Мы сосредотачиваемся на объекте изучения, исследуем его вне контекста и направляем на него все свое внимание.
Например, мы изучаем рыбку в аквариуме. Используя «мышление Аристотеля», мы смотрим: какие у нее плавники, хвост, чешуя, как она движется, как ведет себя и пр.
Но при этом мы не учитываем окружающую среду — аквариум и воду в нем.
Такой способ исследования вполне приемлем, но при нем упускается очень много важной информации.
2. «Мышление Галилея» или квантовое мышление, психоаналитическое мышление.
Как проявляется? Мы акцентируем внимание на взаимосвязях, на контексте, на взаимодействии, на среде.
Например, если мы будем изучать рыбку в аквариуме с точки зрения психоаналитического мышления, то, прежде всего, сосредоточим свое внимание на воде, на той среде, которая дальше рождает уже видимые объекты, влияет на поведение, реакции, действия и пр.
И точно так же в работе психолога.
Для профессионального психолога важно:
- о чем рассказывает клиент;
- что происходит между терапевтом и клиентом, в их взаимодействии;
- в какой «воде» они плавают, какими чувствами, состояниями, психическими содержаниями наполнена эта «вода».
И вот это дает правильную, нужную информацию.
Когда мы исследуем что-либо первым способом, мы относимся к миру механистически: другой человек или собственная психика представляется нам механизмом, который надо починить.
Если в автомобиле отпал какой-то винтик, то как вы действуете?
Видите поломку.
Берете винтик.
Вкручиваете его в нужное место.
Все, автомобиль снова цел и работоспособен. И здесь такой подход эффективен, ведь чтобы механизм восстановился, нужно оказать на него некое воздействие, а не просто наблюдать за ним.
Но когда мы сосредотачиваемся на невидимом, на контексте, на среде, мы видим мир по-другому — как живой организм.
Если вы порезали палец, вам не надо ничего делать, он сам заживает, потому что свойство живого организма – самовосстанавливаться. Если у вас перелом, то вам нужно создать условия для восстановления, наложить гипс. Но вы не вмешиваетесь в процесс заживления, организм самовосстанавливается — таков принцип живых систем.
Когда мы исследуем мир, себя, клиента вторым способом, тогда сам акт исследования становится актом трансформации.
Мы привыкли размышлять первым способом, но когда речь идет о психическом мире, о работе с психическим, там действуют законы квантового мира, где наблюдатель влияет на наблюдаемое.
Поэтому в тот момент, когда вы видите новую грань вашего взаимодействия с клиентом, вы становитесь другим наблюдателем, а другой наблюдатель создает другую картину реальности и через эти процессы помогает своему клиенту.