Рейнгольд Ветцель (7 апреля 1921 г.–7 июня 2008 г.) покинул этот мир в 87 лет. Его жена Мелита Неб (21 марта 1921 г.–20 июня 2014 г.) пережила мужа на шесть лет и умерла в 93 года. Они имели четверых детей: дочь Мелиты от первого брака Лилию, которую Рейнгольд удочерил в 11-летнем возрасте, дочь Эрну, сына Вильгельма, дочь Нину.
После раскулачивания и выдворения из своего дома родители Рейнгольда вынуждены были искать новое местожительство. После долгих скитаний они поселились в селе Марьяновка Донецкой области, где Рейнгольд смог закончить семь классов. Через несколько лет его отец, Данил Данилович Ветцель, принял решение вернуться в родные края. В село, откуда его выселили как «кулацкого элемента», путь был закрыт. Но весной 1936 года появилась возможность перебраться поближе к отчему дому, в село, где он и его сыновья получили работу.
После ареста Данила Ветцеля его сыновья стали основными кормильцами семьи. Но 24 сентября 1941 года Рейнгольд был мобилизован в Трудармию.
Начало процессу создания трудармейских формирований положило закрытое постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 31 августа 1941г. «О немцах, проживающих на территории Украинской ССР», на основе которого происходила трудовая мобилизация немцев. Несмотря на стремительное продвижение германских войск, которое помешало в значительной мере выполнить это постановление, все же удалось сформировать 13 строительных батальонов общей численностью 18600 человек.
Ни в одном официальном документе военных лет, служебной переписке, отчетах хозяйственных органов термин «Трудовая армия» не упоминается.
Трудармейцами стали называть себя те, кто был призван военкоматами выполнять принудительную трудовую повинность, кто проживал на казарменном положении в огороженных и охраняемых «зонах» с воинским внутренним распорядком.
Рейнгольда отправили в хозяйственную организацию треста «Химтяжстрой» на участок №3 лагерного отделения №16 УИТЛК УМВД Молотовской области, где он проработал каменщиком до начала расформирования Трудовой армии 1 апреля 1946 года.
После расформирования Трудармии его сразу же оформили на спецпоселение под надзор НКВД.
Отдельный лагерный пункт (ОЛП) – это низовое лагерное учреждение в системе исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа, организуемое для выполнения конкретных производственных задач.
Лагпункты – это непосредственно сами зоны, которые создавались недалеко от производимых работ, например, строительства какого-нибудь объекта. С большинством хозяйственных учреждений, где был необходим физический труд заключенных, управлением исправительно-трудовых лагерей и колоний составлялся договор, на основании которого заключенные направлялись для работы в соответствующие организации.
В июле 1947 года строительная бригада, в состав которой входил Рейнгольд, закончила строительство государственной дачи номер №5 в Абхазии на северном берегу озера Рица. Дача была построена специально для Сталина. Правда, Сталин успел побывать на ней всего пять раз. После его смерти дачей пользовались Н.Хрущев и Л.Брежнев.
Свою первую любовь Рейнгольд встретил в Соликамске. 12 августа 1952 года они с Мелитой зарегистрировали свой брак. Но Мелите не позволили взять фамилию мужа в связи с тем, что она была занесена в комендатурские списки под фамилией своего покойного мужа, Артура Гинсгеймера (9 сентября 1918 г. – 9 ноября 1941 г.), умершего от кровавой дизентерии в лагере Ивдель после двух месяцев работы в Трудармии.
Она смогла сменить фамилию только 9 сентября 1958 г., после отмены комендатурского режима и переезда в Караганду, где обосновалась с семьей ее сестра. Но для этого им с Рейнгольдом пришлось повторно зарегистрировать свой брак.
Караганда (название города произошло от низкорослого кустарника с желтыми цветами под именем карагана) является одним из крупнейших в мире угольных бассейнов. Первая горная выработка там была заложена в 1857 году.
С момента поселения в этом городе и до ухода на пенсию Рейнгольд трудился в ремонтно-строительном управлении.
Закончив в юности училище по специальности «печник», он продолжил свое образование самостоятельно. В этой редкой профессии, в кладке печей и каминов, в городе ему не было равных. Премии, грамоты, фотографии на Доске почета были наградами за его труд.
16 мая 1990 года Мелита и Рейнгольд вернулись в страну своих предков – Германию.
Старшая дочь Рейнгольда, Эрна, вспоминает, что её папа был мастером на все руки: шкаф, стол со стульями, сундук, тумбочка с этажеркой были сделаны его руками.
Купив частный дом в Караганде, он переделал его с чисто немецкой аккуратностью, провёл водопровод, обустроил подвальное помещение, улучшил приусадебный участок, завёл домашнюю живность.
Посадил по яблоньке для каждого своего ребёнка, с любовью сделал для своих дочек небольшой домик (соответственно, вся игрушечная мебель была сделана его руками). Был добр, сдержан и немногословен, любил читать, помогал детям в подготовке домашних заданий, учил их жить в мире и согласии друг с другом. Хранил и берёг родственные связи.
В этих коротких, сжатых воспоминаниях чувствуется гордость и трогательная нежность его дочерей.
Дочери вспоминают, как их отец рассказал им известную притчу: принёс веник и продемонстрировал, что целиком веник разломать невозможно, а если его разделить на отдельные прутики, то переломать эти прутики очень даже легко.
«Суть этой притчи состоит в том, что когда вы вместе – вы справитесь с любой преградой, с любой бедой. Держитесь друг за друга, будьте всегда вместе, будьте всегда рядом!».
Это наставление они запомнили на всю жизнь.
«О папе остались добрая память, благодарные воспоминания и строчки из стихотворения:
Папа никогда не умирает,
Просто рядом быть перестаёт...
Спасибо ему за любовь, за заботу, за то, что он просто был!»