Найти в Дзене

Стрельба по «уткам» или 6 правил фактчекинга

Ожидаются осадки в виде шоколада. Майские праздники у жителей Самары начались с созерцания необычного для местности погодного явления: утром на машинах, и домах жители обнаружили тонкий покров шоколадной крошки. Очевидцы сообщают, что виной тому мог стать сбой в производственных процессах на кондитерской фабрике «Нестле». «Вот это я понимаю: Россия — щедрая душа! Дети в восторге!» - делится впечатлениями жительница города. Коммунальные службы уже начали работы по очистке культурно значимых объектов, в чём им всецело помогают любители шоколада со всего города. «Эх! А у нас такого никогда не происходит!» - подумает среднестатистический читатель, выловив такую заметку в ленте новостей и поделившись ею с другом. Конечно, не бывает. Ведь это чистой воды фейк, выдуманный мною специально. В нём есть всё, что должна иметь классическая утка: знакомое название, крупица правды, отсылки к очевидцам, а главное – шокирующая наполняемость. И вирусный контент готов! Сколько таких новостей ежедневно мы

Ожидаются осадки в виде шоколада.

Майские праздники у жителей Самары начались с созерцания необычного для местности погодного явления: утром на машинах, и домах жители обнаружили тонкий покров шоколадной крошки. Очевидцы сообщают, что виной тому мог стать сбой в производственных процессах на кондитерской фабрике «Нестле». «Вот это я понимаю: Россия — щедрая душа! Дети в восторге!» - делится впечатлениями жительница города. Коммунальные службы уже начали работы по очистке культурно значимых объектов, в чём им всецело помогают любители шоколада со всего города.

«Эх! А у нас такого никогда не происходит!» - подумает среднестатистический читатель, выловив такую заметку в ленте новостей и поделившись ею с другом. Конечно, не бывает. Ведь это чистой воды фейк, выдуманный мною специально. В нём есть всё, что должна иметь классическая утка: знакомое название, крупица правды, отсылки к очевидцам, а главное – шокирующая наполняемость. И вирусный контент готов!

Сколько таких новостей ежедневно мы встречаем в Интернете? Пять, десять, двадцать? Никто не может с уверенностью назвать число. Но уже сейчас исследователи MIT Media Lab доказали, что фейк распространяется в шесть раз быстрее правды, а вероятность репоста у него на 70% выше. А значит, уже тот факт, что вам хочется переслать интересную статью другу, может говорить о её фейковой природе.

Фейковые новости постепенно занимают в новых медиа место ходового товара. На них всегда есть спрос, как на китайские безделушки с Алиекспресс, ведь люди любят потешить себя необычными историями. Это самый дешёвый контент, создать который можно силами своего воображения. А главное – фейки поднимают охват любого сайта, за что их так любят развлекательные медиа, рекламодатели и тролли. И ненавидят журналисты.

Как же стать просветлённым читателем и порядочным журналистом, умеющим отличать факт от фактоида? Освоить навыки фактчекинга, т.е научиться проверять фактические данные, встречающиеся в тексте, для определения их достоверности и правильности.

Выделим основные правила борьбы с фейками:

1. Работать с первоисточником

Первоисточником может быть человек или неодушевлённое средство фиксации. В случае с нашей статьёй о шоколадных осадках первоисточником можно назвать директора компании «Россия» или главу городского округа Самара.

2. Использовать информацию из разных источников

Будь то другое средство информации, документы или обращение к свидетелям события. Это поможет отразить разные точки зрения, добавить объективности в материал.

3. Искать дополнительные данные по теме

Дополнительные данные можно найти в архивах, базах данных, библиотеках или обратиться за ними к эксперту. В случае с экспертом имеет место проверка его компетентности и неангажированности.

4. Проверять себя на объективность

Как журналисту, так и читателю, иногда нужно задавать себе вопрос: «А может быть, я просто хочу, чтобы это было так?». Эта версия просто интереснее, любопытнее и сходится с вашими убеждениями, и потому её вы отражаете в материале старательнее. Нужно избавляться от предвзятости и помнить, что людям заведомо интереснее фейк, нежели правда.

5. Всё подвергать сомнению

Лень и сенсационность – двигатели фейков. Всегда есть соблазн, увидев интересную информацию, опубликовать её, стать первым. Но если для простого пользователя поспешность ничем не грозит, то крупное издание, выпустив ложную информацию, может потерять доверие аудитории. Именно поэтому факты нужно проверять всегда, даже если источник заведомо кажется вам авторитетным, это может быть уловкой.

6. Тренировать умение распознавать фейки

Точить зуб на фейки нужно каждый день. Это значит, что, увидев статью, которая грозит стать вашим мнением, стоит проверить не фактоид ли это. Статистика, научно-популярные статьи, нативная реклама ежедневно транслируют в общество откровенную ложь, надеясь на некомпетентность читателя. На фейках зарабатываются огромные деньги, а страдают от них обычные люди, которым вложили в голову, что рентген приводит к развитию аутизма, а после тренировок стоит пить безалкогольное пиво от болей в мышцах. Развивайте уровень медиа грамотности. Не дайте себя обмануть.

Подготовила Гаркавая Дарья