Продолжаем серию статей, посвящённых взаимоотношениям художника Ильи Репина и русских писателей.
Лев Толстой
Огромное творческое наследие осталось после почти тридцатилетней дружбы писателя и художника.
Лев Толстой сам приехал в мастерскую Репина для встречи с тогда ещё "молодым" дарованием. Их последующий разговор художник никогда не забудет. Проповедь писателя, которую Репин впоследствии называл "накануне Страшного суда", была чувственной и высокоэмоциональной. Толстой нервничал, постоянно пил воду из стакана, прерывался. Разум Репин был полностью поглощён. В письмах он упоминал, что мог бы слушать наставления старика без конца. Беседа была продолжена на прогулке по московским улицам. Вернулись они уже поздно вечером.
С этого момента началась творческая борьба стиля художника с умом и моральными ориентирами писателя. Репин после смерти Толстого самостоятельно разделил жизнь автора на 5 озаглавленных частей.
Их встреча выпала на: "первоклассный писатель, носитель большой славы". В то время статус Толстого и его авторитет были непоколебимы. К его мнению прислушивались, его личность ещё не была растиражирована для карикатур и анекдотов.
Репин пытался поддержать его идеи и помочь распространить заповеди добродетели Толстого. Он даже создал серию иллюстраций к его брошюре о вреде воды.
Но первые два портрета Толстого были выполнены спустя 10 лет после знакомства, когда художник впервые приехал в Ясную Поляну. За это время Репин определил себя уже "достойным уму автора".
Кстати, художник смог определить, что пришедший в его мастерскую старец являет собой гения русской литературы по портрету Ивана Н.Крамского. Он отмечал хорошее сходство работы современника. Тем паче, что Крамской был наставником Репина по художественной артели.
Но не об этом. Репин решился создать полотно, которое по своему масштабу не будет уступать личности изображаемого. Они вместе отправились на пашню. Толстой решил собственными силами помочь несчастной вдове, жившей по соседству.
Репин создал множество эскизов для картины. Вот несколько зарисовок из блокнота:
Репин изначально хотел, чтобы изображение можно было передать в печать. Толстой дал разрешение, а его семья усомнилась. Они посчитали, что тиражирование такого "личного" сюжета могло повредить ментальному здоровью старца.
Картина была завершена. На этот раз, в восторге от нового полотна Репина были все без исключения. Особое внимание было уделено лошадкам и их отличительным "характерам".
Однако Павел Третьяков сразу же определил мотивы Репина:
Неудобно изображать Толстого за плугом, это, будет похоже на рекламу, и что-де с прежних писателей подобных картин не писали.
Сам писатель отмечал, что портрет явил нежелательные последствия для его личности. Авторитет гения русской духовности был уже не так непоколебим. Сама идея "просветителя", который не поднимает уровень культуры и образованности у народа, а сам начинает постепенный уход от цивилизации, была слишком противоречивой.
Далее шло множество зарисовок и портретов Толстого за работой и с семьёй.
Наконец, по замыслу главного заказчика Репина, П.Третьякова, появился "босой писатель".
Теперь настоящий ажиотаж. Начатая ещё в 1891(!) г. картина появляется спустя 10 лет на выставке передвижников. Великолепная встреча и печальные проводы. В том же году Толстого отлучают от серkvi. Полотно снимают с показов. Но тиражирование образа продолжается. Только в ином контексте.
Карикатуры и анекдоты-вот предметом чего стал образ мыслителя. И этому способствовал сам Репин.
Даже художник начал писать, что идеологии Толстого невероятно сложно придерживаться. Все его духовные наставления, а также мнения об искусстве уже не так интересны Репину.
Также ему тяжело дались статьи писателя о Рафаэле, Шекспире и Вагнере. Репин не мог теперь определить разумен ли Толстой. Даже картины "Бурлаки на Волге" и "Царевна Софья" писатель называл лишь этюдами, а не настоящими полотнами.
Репин отдалился от вегетарианца Толстого...
Вегетарианство я должен был оставить. Природа знать не хочет наших добродетелей. После того как я писал Вам, ночью меня хватила такая нервная дрожь, что я наутро решил заказать бифштекс — и как рукой сняло.
Продолжил когда-нибудь завтра. Спасибо за прочтение.
Ваша подписка поможет автору статьи.
#история #культура #интересные факты #исторические личности #писатели #художники #портрет #жиаопись #искусство