«Есть на свете город, без которого мир станет лучше…»
Уверенно обосновавшись в амплуа истинного киномана к концу 2018 года, я продолжала открывать для себя новых личностей в кино посредством психоанализа их деятельности. Я преследовала сверхценную идею вырасти не только как деятельный, но не совсем глубоко мыслящий «диванный критик», подобный доброй сотни иных обывателей, но и как исследователь в области искусства собственных изысканий в кино, не взирая, на утопичность своего плана и чувственную составляющую любого, даже самого черствого критика.
Итак, к вашему вниманию представляю нарочито субъективный подробный разбор фильма, гениального и ужасного Ларса фон Триера, «Догвилль» 2003 года, который открывает начало незавершенной трилогии «США — страна возможностей», и является одной из любимых мной картин вышеуказанного датского скандального кинорежиссера. Ларс фон Триер также известен по своей ранней трилогии «Золотое сердце» и Догма 95 («Рассекая волны» 1996, «Идиоты» 1998, «Танцующая в темноте» 2000), а также более поздней, не менее провокационной «Трилогия депрессии» («Антихрист» 2009, «Меланхолия» 2011, «Нимфоманка» 2013).
Сразу после титров перед зрителями предстает театральная сцена, условно разграниченная на объекты, а по периметру воздвигнуты плотные черные портьеры. Все последующее действие картины будет происходить в нарочитой условности по теории «Эпического театра», который должен не задерживаться на чувственной составляющей, лишать психологического воздействия на зрителя, а давать сразу интеллектуальное воздействие. Единственными реальными объектами в фильме выступают некоторые предметы мебели и автомобили. Действие происходит в выдуманном крошечном американском городке Догвилль, где-то в Скалистых горах. Город имеет четыре улочки, на которых расположены семь домов, с населением из пятнадцати взрослых и семи детей.
Городок показан глазами Тома Эдисона-младшего (Пол Беттани), молодого писателя, который не написал ни одной книге, кроме слов «Прекрасно» и «Маловато». Он считает себя возвышенным юношей, чувствуя за собой ответственность за морально-духовное воспитание жителей города. Для своих проповедей в молельном доме (прототип — Дом Еремея), он использует метод наглядных примеров. Том ведет праздную жизнь, шатаясь, каждый день по улицам, раздавая указания, поощрения или замечания, местным жителя. Он грезит, что однажды сможет написать роман, в основу которого ляжет метод наглядного примера и опыта, который юноша сможет извлечь из повседневной жизни.
Разбор первой главы, я начну с одной из ключевых фигур данной картины — Тома, он же Творец и Духовный проводник, а также по заявлению самого автора Ларса фон Триера, выступает в качестве первой части его альтер-эго, не зря Тому отведена роль наблюдателя-мыслителя, он как бы «над» всеми жителями. Он не решается стать пастором этой деревне, но в то же время находит себя, куда возвышений остальных людей.
Далее в кадре появляется главная героиня — Грейс (Николь Кидман), она же Дар благодати, Женский образ Христа, Глаз Бога, а также вторая часть альтер-эго Ларса фон Триера, который соединяет в себе Мужское и Женское начало. Первым кто встречает юную Грейс, является пес Моисей, который лает на нее, за то, что девушка ворует его кость. Собака Моисей — это воплощение Ветхого завета и иудаизма, что гласит «животное-человек». Происходит столкновение Нового завета (Грейс) и Ветхого завета (Моисей). Том разнимает их, объясняя прекрасной Грейс, что дороги вперед нет. Во время их знакомства, молодой писатель понимает, что она в опасности и прячет ее, он видит в ней Дар. Грейс — закон этики и нравственности преследуется гангстерами — законом политическим, государством, которое при этом творит беззаконье. Том — выступает промежуточным звеном, он укрывает Дар, тем самым защищая, но при этом сохраняет карточку с номером, которую ему протягивает Закон политический.
Том, как Художник пытается использовать Грейс для создания наглядного примера, он представляет ее общине, дабы проиллюстрировать собственное неравнодушие к беде ближнего. Горожане настроены недоверчиво к беглянке, та в свою очередь, должна заслужить их доверие.
Второй эпизод начинается с того, что жители научаются принимать Дар в лице юной Грейс, но чем может помочь чистая Благодать? Здесь стоит отметить еще одного персонажа — Чака (Стеллан Скарсгард), единственный негативно настроенный против «помощи» Грейс, он — воплощение приверженца иудаизма, консерватор, не приемлющий ничего нового.
Третья глава обличает Грейс с новой стороны. Ее чистая Благодать во имя собственного существования оказывается провальной, люди не готовы ее принять в первозданном виде, из-за чувства долга они платят символическое жалование Грейс, которая для них ненужная вещь, оказавшаяся инструментально-полезной. Заручаясь поддержкой и уважением, она проявляет терпимость к горожанам. Грейс убеждена, что человек может подняться над животными за счет благодати — прощая слабости.
Наступает счастливое время в Догвилле. Грейс ничего не просит и ни на что не жалуется, на свое жалование она решает покупать по одной из семи фарфоровых статуэток, символизирующих семь человеческих грехов (чревоугодие, лень, любострастие, гордыню, гнев, алчность, зависть), Грейс желает избавить город от грехов.
Величие Благодати продлилось недолго, так как она все чаще стала преследоваться Законом. На празднике Дня благодарения Том неловко признается в чувствах Грейс.
В их диалоге прослеживается синтез Творца и его будущего Произведения. А затем внезапно приезжает полиция, наклеивая плакат «Разыскивается полицией», так Том и остальные жители ставят на чащу весов слово Закона (полиции) и Благодати (Грейс). Здесь наступает переломный момент, где жители требуют большей платы. Главная идея шантажа — «Quid pro quo», что в переводе с латыни «услуга за услугу» - закон Талиона. Юная Грейс, кажется, готова на все.
Отношение людей к Грейс становятся суровее, но она лишь оправдывает каждого, так элемент всепрощения порождает внезаконие, она дала возможность пользоваться собой безнаказанно. Кажется, только в Томе она могла сыскать утешение в его оптимистических настроениях.
В шестой главе про Грейс говорили, что она была подобно яблоку, висевшему в Эдемском саду, яблоку, созревшему настолько, что оно практически начало истекать соком. Работы у Грейс прибавилось, а жалование стало настолько ничтожным, что она едва ли могла накопить на последние две фарфоровые фигурки. Так, жители, будучи одаренными благодатью, стали использовать ее «по-собачьи». Глава заканчивается изнасилованием Грейс Чаком и бездействием Тома.
Все окончательно изменилось с седьмого эпизода. Яблоко было сорвано, оно пало наземь, как целомудрие Грейс. Она полностью доверилась Тому, преклоняясь перед его порядочностью и верой в счастливый исход. Том помогает выкупить две последние статуэтки. Теперь Грейс стала обладательницей всех «семи грехов» Догвилля, она почувствовала облегчение, сохраняя светлые чувства, не смотря на унижения, что ей пришлось снести, но они не закончились, напротив, приобрели более жестокую и изощренную форму. Вера (Патриша Кларксон), которая успела стать, близкой подругой Грейс, узнав об избиении ее сына и измене мужа, ополчилась на юную Грейс, вероломно вторглась в ее дом, заручившись поддержкой двух соседок. Она припомнила идеологию стоиков, которой Грейс учила ее семерых детей, сказав, что разобьет сначала две фарфоровые фигурки, и если девушка сможет сдержать слезы, она оставит ей остальные — по белоснежному лицу Грейс стекают слезы. И когда фарфор разбивался, как отмечено в повествовании, Грейс думала, что это умирает человеческая плоть — спасение Догвилля не удалось.
Том, решает вывести прелестную Грейс из Догвилля в город на грузовике Бена (Желько Иванек), в бегстве он видит единственный выход. Он ворует у своего отца десять долларов для Грейс, но за это и он хочет получить плату, которой добровольно должна наградить его возлюбленная. Побег не удается, ее снова насилуют и приводят обратно. Грейс становится «собакой», ей одевают ошейник.
С наступлением осени, наступает восьмая глава. Состояние Грейс, отмечается в повествовании автора, как то, в которое впадают животные, когда их жизни грозит опасность, в этом состояние на все раздражители ее тело реагировало механически. Женщины — оскорбляли или игнорировали, дети — издевались и словесно унижали, а мужчины — домогались и насиловали. Все они оказались людьми неспособными принимать подарки небес, а были лишь жалкими жителями «Собачьей деревни», единственный кто не воспользовался Грейс оставался Том, чье сексуальное терпенье, внутренняя обида и унижение были велики, однако, он поддерживал ее всем, чем мог. Так, он придумал очередной план, в котором Грейс должна отважиться и обличить каждого жителя в грехопадении, ведь именно она отражение чувственной и эмоциональной сферы человека. План оказывается тщетным.
Том держался стойко, однако, он едва ли мог скрыть негодование, вопросы морали — его конек. В нем усомнились, а его отвергли и все это после того, что он сделал для Грейс. Том задумался.
Может ли он считать свою помощь благодатью? Благодать не может быть включена в экономический обмен. Чистый дар перестает быть даром, когда происходит обмен, когда есть обязанности и чувство вины у принимающего дар. Чистый дар должен быть невидим, он не требует благодарности. Ведь тот, кому ты даришь что-либо, должен не заметить, тогда это работает, более того, чистый дар воспринимается как отторжение. Благодарность за дар — это экономика. Готов ли ты дарить, даже когда тебя унижают? Христианская любовь — это дар, связанный с унижением. Когда ты делаешь людям добро под знаком «добра», то это мощная экономика, а когда за этим стоит нечто, что ты не можешь не делать, чувство долга и ответственности за жизнь человеческую, то это делается на уровне чувственности. Например, как слезы, которые возникают в жалости или стыде, или как действие во имя ближнего своего, в котором ты готов пожертвовать собой. Этот момент жертвы очень важный, только тогда можно говорить о чистой благодати. Любая благодарность, которая себя осознает, начинает действовать как благодать экономическая, она проходит все стадии становления законом. Даривший должен терпеть ущерб во избежание гордыни!
Поток мыслей Тома прекратился. Он разозлился, но не от того, что его несправедливо обвинили, а в том, что эти обвинения соответствовали действительности, ярость сменилась гневом. Его разоблачили и унизили, чтобы хоть как-то поправить свое положение, он решается на радикальные меры. Том с полной решимостью и жестокостью звонит гангстерам, по той самой карточке, которую он вовсе не сжег, а бережно хранил в ящике рабочего стола. А потом на несколько дней наступило затишье.
Девятая глава является финальной в картине. Том чувствует вдохновение. Он готов писать, вот она Благодать, что одарила Грейс — его музой. Он врет девушке, в то время как все в городе притаились в ожидании гостей. На пятый день приезжают гангстеры (Закон политический), но вовсе не убивать Грейс (Закон благодати), а взять под свое крыло, усмирить. Происходит столкновение правового и морального закона совести. Глава мафиозной группировки — отец Грейс. Он обвиняет ее в высокомерии, а, как известно, высокомерие — самое страшное зло. Подобным обладал Родион Раскольников, герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», который был убежден в своем превосходстве над всеми, его мысли вторили, о том тварь ли он дрожащая или право имеющий, вошь он или человек, особенный он или как все». Отец и дочь спорят о том, кто более высокомерен — тот, кто подчиняет или тот, кто прощает? Грейс выходит из машины и видит как туман, который витал над городом — развеялся, пролился лунный свет, который обличил все грехи этого места. Грейс задумалась.
Христианская любовь — предполагает падение, это путь святости, чтобы стать святым, нужно окунуться в бездну греха.
Грейс делает вывод: надо хлестать, показывая обнаженную человеческую душу. Грейс-морализатор — умирает. Грейс-антипод — истребляет. Она просит гангстеров расстрелять поочередно детей Веры, напомнив про учение стоиков, как та, безжалостно разбила ее фарфоровые фигурки, а также всех остальных жителей, а город сжечь. Тома (Творца) она убивает из револьвера, так Грейс (Произведение) становится безжалостной. Вот он, наглядный пример. Единственный, кого она пощадила, был пес Моисей. После чего фильм заканчивается.
Итак, подытожив свой обзор, я добавлю еще немного об авторе и его стиле. Во всем творчестве Ларса фон Триера прослеживается критика в отношении человека и его природы. От «Рассекая волны» до «Нимфоманки» у Триера женщина выступает центральным персонажем, причем женщина уничтожающая мир мужчин. Мужской мир — это мир ужаса и рациональной жестокости, в то время, как женский — отражает принцип жизни и иррациональную жестокость, для автора. Ларс фон Триер — феминист, феминист радикальный. Он считает, мужская позиция учит быть высокомерным, тщеславным, дает смысл, воспитывает. Триер пропагандирует позицию ущербной любви, когда она требует собственного унижения. Благодаря своим взглядами, автор готов быть подвергнут жесточайшей критики, чтобы, в конце концов, его уничтожили.
Средства провокации Ларс фон Триер в фильме «Догвилль»:
1. Условные декорации и принцип жесткой аскезы, которые заставят возмутиться самого непритязательного зрителя.
2. Деление на главы, что сближает кинокартину с литературой и театром.
3. Мрачная атмосфера и закадровый голос, персонажи помещены в «клетку» из которой нет выхода.
4. Критика самого человека, что заставит возмутиться больший пласт людей, а также оскорбление чувств верующих.
5. Работа против атеистов, чувствующих себя моральными существами, которые возмутятся столь радикальной позиции автора.
6. То, что это позиционируется как кино, а, как известно, зритель в кино «съедает» все. Вся философия уходит на второй план для обывателя, так как режиссер снимает это кино для интеллектуальных и аналитичных зрителей.
Утилизаторский подход — есть христианская логика, она всепрощающа и терпима, Грейс превращает город в тирана, сама способствуя этому, путем благодати. Горожане подобно ребенку, которого развратили и разбаловали, он превращается в тирана, прося его «отшлепать» для удовольствия, и героиня решает «отшлепать» город, но с той же безжалостностью и жестокостью, присущей местным жителям. Тезис — логика христианская, антитезис — логика человеческая (Моисеев закон). Грейс — есть дар, который невозможно принять. Данный фильм смело можно использовать как принцип собственной жизни.