Найти в Дзене
GoodbookS

Стоит ли работать в книжном магазине? Плюсы и минусы. Расскажу всё, что смогу вспомнить. Часть №2

Перед продолжением, настоятельно рекомендую ознакомиться с первой частью статьи (ссылка). Теперь ты в команде Испытательный срок закончился, вы получили первую зарплату (нам её выдавали два раза в месяц). Вам заменили бэйдж, теперь на нём вместо надписи «стажёр», надпись «продавец-консультант». Как я говорил в прошлый раз, первый месяц пролетит очень быстро. Конечно, если вам изначально понравится. За этот месяц, вы успели набраться кое-какого опыта. Вид бесконечных полок книг у вас уже не вызывает приступ благоговения. Зрелище становится вполне привычным. И теперь вы можете отличить Ремарка от Сэлинджера. А когда покупатель спрашивает у вас «Эльчина Сафарли» вы не путаете его с «Эннио Морриконе», и не посылаете покупателя (нет, не на 3 буквы) в музыкальный отдел. Многого вы ещё не знаете, но прогресс на лицо. Неизбежно вы научитесь работе и общению с покупателями. Ведь главное в работе в книжном, это не умение читать, а умение работать с людьми. Как не крути, но быть коммуникабельным
Оглавление

Перед продолжением, настоятельно рекомендую ознакомиться с первой частью статьи (ссылка).

Теперь ты в команде

-2

Испытательный срок закончился, вы получили первую зарплату (нам её выдавали два раза в месяц). Вам заменили бэйдж, теперь на нём вместо надписи «стажёр», надпись «продавец-консультант». Как я говорил в прошлый раз, первый месяц пролетит очень быстро. Конечно, если вам изначально понравится. За этот месяц, вы успели набраться кое-какого опыта. Вид бесконечных полок книг у вас уже не вызывает приступ благоговения. Зрелище становится вполне привычным. И теперь вы можете отличить Ремарка от Сэлинджера. А когда покупатель спрашивает у вас «Эльчина Сафарли» вы не путаете его с «Эннио Морриконе», и не посылаете покупателя (нет, не на 3 буквы) в музыкальный отдел. Многого вы ещё не знаете, но прогресс на лицо. Неизбежно вы научитесь работе и общению с покупателями. Ведь главное в работе в книжном, это не умение читать, а умение работать с людьми. Как не крути, но быть коммуникабельным на такой работе вам придётся. Иногда вам придётся разрываться между несколькими покупателями. С опытом вы научитесь водить «прицепы». Это когда вы берёте сразу несколько покупателей с разными запросами, и за один круг отводите каждого, к интересующему их товару. Термин не официальный. Более того, я сам его только что придумал. Но думаю «прицеп» хорошо характеризует подобную ситуацию. Могу сказать, что в большинстве случаев, консультантов хватает, что бы помочь каждому покупателю. Но никто не отменял праздничные дни, больничные и крупные акции в магазине.

-3

В такие моменты, когда магазин «атакует» огромное количество покупателей, и вы оказываетесь в окружении, зачастую вы можете рассчитывать на своих товарищей. И вот мы плавно переходим к…

Коллектив

Очень большую роль в комфортной работе, играет коллектив. Люди, с которыми вы будете проводить смены, общаться по работе, встречаться на перекурах или на обедах, перекидываться парой фраз и тд. Лично мне очень повезло с коллективом. Я очень быстро нашёл с ними общий язык. Я смог быстро влиться в этот маленький мир консультантов. Большинство из моих коллег были очень позитивными.

Должен сказать, что всё-таки в подобных магазинах преобладают студенты. Это молодые парни и девушки 18-20лет, которые параллельно учатся. На тот момент, когда я устроился, мне было 25. И лично мне это не помешало найти общий язык и интересы с более молодыми ребятами.

На самом деле, поддержка коллег очень помогает. Меня не раз выручали по работе. Обучение продолжалось и после испытательного срока. Но благодаря более опытным коллегам, их наставничеству, я смог набраться необходимых знаний по работе. И если я вдруг совершал ошибку, то мне всегда помогали её исправить. И подобные взаимоотношения были не только в книжном отделе, но и между отделами в целом. Мы все общались и кооперировались друг с другом. И конечно же не обходилось без уморительных шуток.

Местный юмор

Если вы ждёте уморительных анекдотов, шуток, прибауток. То я вас расстрою. Перечисления юмореск не будет. Большую часть я всё равно уже забыл. Да и подобный, зачастую локальный юмор будет понятен только тем, кто в теме. Как собственно и на любой работе. Это неизбежно. Работа в книжном (как и в любом другом месте), сопряжена с большим количеством разных ситуаций, в том числе и уморительных. И образование локальных мемов, шуток, и прибауток, это вопрос времени. Могу привести пример. На одной из пятиминуток администратор спросил про одну книгу, а именно какое издательство у этой книги. Один из консультантов ответил - «Дом, который построил Мещеряков». Это вызвало смех среди консультантов. Тонкость заключалась в том, как он переделал название. Есть издательство «Дом Мещерякова» и на тот момент вышел фильм Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». У всех в головах сложились картины из фильма и книг. И это взрывало мозг. Тот, кто смотрел фильм, поймёт. Бывали шутки и попроще, которые не имели к литературе, никакого отношения. Как-то мы все выходили с работы и прощались друг с другом. Я увидел, как моя коллега назову её «Н» прощалась с другим моим коллегой, но из другого отдела назову его «А». Она подошла к нему и сказала – Пока мой хороший – и обняла его. После я сделал тоже самое. Подошёл к нему, сказал – Пока мой хороший – и обнял его. Это вызвало всеобщий хохот на всю улицу.

Бывали ситуации, когда накал юмора доходил до того, что мы от смеха чуть не падали. Помогало только то, что мы держались за полки. А когда на обеде собиралась толпа консультантов с разных отделов, то ор, маты и смех разносился по всему магазину. Так мы разгружали нервную систему от долгих, рабочих смен. Иногда, даже просто перекинувшись парой фраз, мы могли получить эмоциональный заряд на ближайшие несколько часов. Так же львиную долю забавных ситуаций создавали покупатели. Каждый день мне встречались странные персонажи. Начиная с женщины, которая считала себя ведьмой, заканчивая мужчиной, который приходил в магазин поспать. Конечно же, мы все делились друг с другом этими удивительными историями, про не менее удивительных персонажей.

Веселье и разговоры это безусловно замечательно, но «око Саурона»(видеокамеры) безустанно бдит за всеми…

За всеми нами следят

-4

Вот тут без преувеличений. За нами и в правду постоянно следят. Камеры обращены прямо на консультантов. Похлеще чем на звёзд. А наблюдают за нами охранники. Хотя их называли «специалисты». И казалось бы, их обязанности следить за товаром, чтобы его никто не украл. Но по факту, они следили за нами. Чтобы мы не разговаривали, не сидели, не смеялись. И даже если нарушений не было, они вполне себе их придумывали. Иногда мы любили посмеяться вместе с администраторами за выдуманными нарушениями. Типа: долго стоял на одном месте, долго разговаривал с покупателем, ходил по залу с лестницей и тд. Конечно это не их вина, от них это требовали. Но всё равно наши миры не соприкасались. Несмотря на то, что мы работали в одном магазине. Для нас охранники были совершенно непонятными, другими, странными. И более того, для них мы были такими же странными, непонятными, с ужасным чувством юмора. Конечно, бывали исключения.

Доклады о нарушениях отдавали Администраторам. Зачастую ничего страшного не было. Хотя вас вполне могут оштрафовать за разговоры, или другие нарушения.

Конфликты

Без конфликтов никуда. Как не крутите, но невозможно нравится всем. Но скажу, что конфликты между консультантами это редкость и они не бывали серьёзными. Например, я не переваривал одну свою коллегу, и это было взаимно. Мы оба работали в книжном отделе, и не редко попадали в одну смену. Но открытой вражды не было. Все наши взаимодействия были строго по работе и не более. Никаких гадостей, подстав или тому подобного. Просто мы работали и старались не цеплять друг друга. Если конфликты и бывали то не между консультантами, а меду консультантом и администратором.

Понимаете, администраторы это не кто-то со стороны. Они сами бывшие консультанты. И не редко можно было увидеть, как администраторы работают вместе с консультантами. Обслуживают покупателей, рекомендуют продукцию, двигают стеллажи. Но были и такие, которые относились к консультантам, как к людям второго сорта. Мол «вы тут обслуга, а я ваш хозяин». Хотя практически год или два назад, он был на нашем месте. Точно так же стоял на входе и с улыбкой встречал покупателей, искал книги, таскал ящики. Но теперь имея «крупицу» власти, высокомерие ударило голову.

Так же конфликты и недовольства были по банальным причинам. А именно, много работы и мало денег. Что касается заработка, у консультантов, зарплаты небольшие. Скажу вам так, эта работа не про деньги. Вы будете тратить очень много времени на работу. А выходные, вы будете массажировать свои ноги и отдыхать. Во всяком случае, так было у меня.

Служебные романы

-5

Ну как же без клубнички. На самом деле, служебные романы естественны. Это неизбежно. Когда в одном месте собирается толпа молодых, красивых парней и девушек, неизбежно будут образовываться парочки. А иногда и вовсе будет перерастать в супружество. Но исходя из личного опыта, могу сказать, что это не вредит работе. Даже наоборот помогает. В этом есть своя романтика. Когда вы просматриваете расписание смен и ищите ту самую фамилию и надеетесь, что вы будете в одной смене. Все эти взгляды, «случайные» встречи на перекурах, совместные обеды, поцелуйчики и ожимания в углах, где нет камер. А потом встречи после работы, проводите выходные вместе. Обсуждаете проблемы из своих отделов. Романтика, что тут сказать.

С музыкой, живётся легче

«Этот мир уже ничего не спасёт, Но музыка может хотя бы утешить…»

У каждого свои вкусы и предпочтения в музыке. Но по мне, в том магазине, где я работал, играла хорошая музыка. Она помогала настроиться, помогала войти в рабочий ритм, когда ты только заступаешь на смену. Помогала справиться с душевными тревогами, помогала ощутить уют. Я до сих пор помню, как под песню «Alok, Bruno Martini feat. Zeeba - Hear Me Now» расставлял книги по жанрам и насвистывал. До сих пор помню, как кружился между книжных полок под «CHVRCHES - My Enemy ft. Matt Berninger». А сколько других было песен: «Guns N’ Roses», «Depeche Mode», «Duran Duran», «Wy» и многие другие.

Музыка для консультантов из книжного, куда важнее чем для других. Потому что есть книги написанные музыкантами или про музыкантов.

Новогодняя истерия

Новогодние праздники. Тот, кто пережил нашествие в новогодние праздники, поймёт о чем я. Для большей атмосферы я предлагаю вам включить эту музыку: «Igor-Mik - Don Abandons Alice (28 weeks later) cover» (кстати, иногда она играла в магазине). Сначала была подготовка, к праздникам, зал украшался, набирался дополнительный персонал (упаковщики), все принимали огромное количество продукции. Серьёзно, в подвале невозможно было проходить, столько было коробок. Все мы готовились, потому что «Зима близко».

-6

И вот новогодняя неделя. Все. И когда говорю – Все – это значит «ВСЕ» консультанты, кассиры и администраторы работали эту неделю. Смены были с 10:00 до 00:00, каждый день, на протяжении недели. Если вы социофоб (как и я) то вам станет плохо, но держитесь. Людей было очень много. Я даже не знал, что в нашем городе столько людей. Покупали в основном, Всё. Консультантам приходилось обслуживать сразу по три – четыре покупателя, при этом ещё нужно было пополнять книги на полках. А иногда и приходилось помогать покупателям в других отделах, Например, я неплохо разбираюсь в кино и попутно с книгами я мог рекомендовать и фильмы. Зашивались все. В сторону касс было страшно смотреть. Кстати про перекуры. Работы было так много, что про перекуры мы забыли вовсе, а время обеда сократили до 30мин.

Я прекрасно помню, как мне удалось вырваться на обед (за рабочую неделю я смог всего 3 раза выйти на обед) и там была девушка кассирша. Она сидела над разогретой едой, держала в руках ложку и не двигалась. Потом чуть ли не плача она произнесла – «Я больше не могу» - после этого она смогла немного поесть. Она выразила одной фразой состояние всех.

На третий день я понял, что засыпаю стоя. Стоит мне прикоснуться к полке, прикрыть глаза и я просыпаюсь уже на полпути к земле. Мне приходилось активно двигаться, чтобы не спать. Но потом, видимо мой организм сдался, решив что мы умираем, он подрубил «запасной источник энергии».

-7

Я почувствовал бодрость и до самого конца недели я был бодр и полон сил. Я словно вошёл в поток.

Последний день а именно 31 декабря. Был короткий день, мы работали до 17:00. Мы выжили, мы справились. Мы закончили и были счастливы этому.

Перед уходом нас всех проверяли специалисты(что бы мы ничего не украли). Стоя в очереди на проверку, все так же шутили и прикалывались друг над другом.

-8

Я купил подарки и поехал праздновать к друзьям. Стоило мне расслабиться, так я просто отрубился до самого утра.

Кстати немало важный факт. Когда я работал, то сотрудникам предоставлялась скидка на продукцию. Например, на книги скидка доходила и до 70%. Так я пополнил свою библиотеку на ближайшие годы.

Рано или поздно, всему приходит конец

Мой уход был вполне закономерен. Основные причины увольнений, прежде всего зарплата и большой объём работы. Классика. Но лично для меня толчком послужило то, что однажды утром я проснулся и понял, что не хочу идти на работу. В тот же день я написал заявление. Когда вы увольняетесь, то должны отработать неделю. Я прекрасно помню свой последний день. Это было 8 марта. Перед ним мы украшали магазин, меняли стенды, делали тематические выкладки. Людей было не так много, как на новый год. Я доработал до 00:00 часов, свернул свою форму, снял бейдж, положил это всё в шкафчик администратора. Прошёл свою последнюю проверку. Выше на улицу, сделал глубокий вдох, вставил наушники в уши (заиграла песня: «Alphaville – Forever Young»). И я поехал домой.

P.S.

Когда я начал писать эту статью, то невольно погрузился в воспоминания. Это было замечательное время. Ни разу я не пожалел что устроился туда. И ни разу не пожалел, что ушёл оттуда. Понимаю, как это странно звучит. Мне очень много дала работа в книжном. Я по настоящему, полюбил книги. С того времени я прочёл очень много книг. Собственно о книгах я и буду рассказывать в своих статьях и видео(Подпишись!). Не бойтесь пробовать. Возможно ваше призвание там, где вы себя ещё не искали.