После возвращения Крыма в состав Российской Федерации в 2014 году политика западных стран в отношении Российской Федерации носит, как правило, санкционный характер.
Между тем необходимо различать категории «международно-правовая санкция» и «односторонние меры принуждения».
В правой доктрине к международно-правовым санкциям относятся коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые государствами или международными организациями к государству, которое нарушило нормы международного права.
Г. И. Тункин определял санкции как юридические последствия нарушения норм международного права.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что международно-правовые санкции применяются исключительно Советом Безопасности ООН на основании раздела VII Устава ООН (ст. ст. 41, 42) ООН и представляют собой легитимные меры ответственности за нарушение международного права.
Между тем односторонние меры принуждения не обладают международно-правовой легитимностью, а также принимаются в одностороннем порядке.
М.В. Рыжова указывала, что односторонние меры принуждения не обладают легитимностью и необоснованно именуются санкциями - принцип суверенного равенства государств исключает возможность правомерного применения одним государством санкций в отношении другого государства или группы государств в одностороннем порядке (par in parem non habet imperium).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что односторонние, нелегитимные меры принуждения, оказывающие негативные воздействия на экономическую, политическую и иную деятельность государства, можно квалифицировать как квазисанкции.
Более того, по нашему мнению, односторонние меры принуждения (квазисанкции) являются средствами экономической и политической войны (гибридной войны).
Например, с принятием Соединёнными штатами Акта о противодействии оппонентам Америки посредством санкций № 115-44 от 2 августа 2017 года (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act) в отношении Российской Федерации были приняты ряд персональных и секторальных санкций (квазисанкций).
Регламентом 2022/328 от 25.02.2022 года Европейский союз ввел эмбарго на поставку товаров и технологий двойного назначения в Российскую Федерацию.
Между тем данные санкции являются односторонними, нелегитимными мерами принуждения, оказывающими негативное воздействие на экономическую, политическую и иную деятельность России.
Другими словами, односторонние меры принуждения, принятые в обход международного права, представляют собой оружие гибридной войны, направленные на причинение вреда другому лицу.
Таким образом, односторонние меры сдерживания (квазисанкции) можно квалифицировать как действия, направленные на причинение вреда другому лицу (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).
Более того, действие квазисанкций должно быть нивелировано, в том числе путем принятия контрсанкций и неотложных экономических мер поддержки бизнеса и населения.
Курдюков Г.И. указывал, что под контрмерами понимаются ответные действия, совершенные индивидуально по воле потерпевшего государства к государству-правонарушителю.
Например, в России был принят Федеральный закон от 04.06.2018 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».
Кроме того, в 2022 году Президентом РФ и Правительством РФ были приняты ряд нормативных актов, направленных на поддержку экономики России в условиях санкций.
Например, Указом Президента РФ от 03.08.2022 года № 100 введен запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров.
Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2022 года № 375 предусмотрены специальные кредитные программы поддержки системообразующих организаций, оказавшихся в сложной ситуации из-за санкций.
Контрасанкции являются неотъемлемым элементом системы права, следовательно, подчиняются нормам Конституции РФ и принципам права.
По нашему мнению, важно обеспечить системный характер антисанкционного и антикризисного законодательства Российской Федерации, в том числе его непротиворечивость действующему законодательству Российской Федерации.
Между тем, по нашему мнению, имеют место некоторые противоречия антисанкционного законодательства Российской Федерации нормам и принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Например, в статье 2 Федерального закона от 04.06.2018 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» предусмотрена возможность принятия иных мер в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
По нашему мнению, данное положение является формально неопределенным, а также допускает расширенное толкование ограничений прав и свобод, следовательно, может привести к произвольному применению ограничений прав и свобод.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В постановлении от 30.10.2003 года № 15-П Конституционный суд Российской Федерации указал следующее: «чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускать расширенного отграничений и, следовательно, произвольного их применения».
Кроме того, важно отметить, что контрсанкции, как правило, не должны нарушать принцип гуманизма.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ признание человека, его прав и свобод высшей ценностью в обществе и государстве.
Другими словами, контрасанкции не должны быть направлены против собственных граждан.
Таким образом, антикризисное или антисанкционное законодательство Российской Федерации должно быть своевременным, комплексным, системным, обеспечивающим баланс частных и публичных интересов, а также не наносить вред собственным гражданам.