Найти в Дзене
Жорик – историк

Любимец Сталина. Загадка пропажи летчика Леваневского

Оглавление

Их любили, их боготворили, они были "звездами" Советского Союза и одни из самых знаменитых людей страны. Советские полярные летчики в 30-е годы – это популярность не сравнимая с известностью артистов театров, звезд оперы и сцены. Их фотографии печатали на первых полосах газет, их рвали на части газетчики, их приглашали на званные вечера в Кремле, в честь них произносили тосты и каждый мальчишка в СССР мечтал быть похожим на смелых покорителей неба.

Сигизмунд Леваневский был из их числа. Он вторым в стране получил звание Героя Советского Союза за участие в спасении челюскинцев и его даже выделял сам Сталин. Известно, что на чествовании летчиков в Кремле вождь поднял тост и произнес: "За Леваневского и всех Героев Советского Союза". В общем к своим 32-м годам это был заслуженный герой, отважный летчик и просто смелый человек. Но достаточно эпитетов.

Сигизмунд Леваневский/ © russian7.ru
Сигизмунд Леваневский/ © russian7.ru

13 августа 1937 года во время беспересадочного перелета из Москвы в американский Фэрбенкс (Аляска) самолет Леваневского бесследно исчез в ледяной пустыне вместе со всем экипажем. Судьба летчика стала одной из главных загадок советской эпохи, которую не удается раскрыть вот уже 85 лет.

Живая легенда

Стать летчиком юный Сигизмунд Леваневский – этнический поляк, который родился в России – мечтал с самого детства. После окончания Гражданской войны, на которую он попал 17-летним мальчишкой, парень всерьез обратил свои мечты к небу. Поступил и закончил Севастопольскую школу морской авиации и служил в Главсевморпути, осуществляя арктические полеты.

Страна узнала о Леваневском в 1933 году, когда он спас американского летчика Джеймса Маттерна, совершавшего кругосветный перелет. Он потерпел аварию и был вынужден сесть в районе Анадыря, откуда его и спас экипаж Леваневского. Газеты тогда очень широко освещали это спасение, отдавая дань мужеству и героизму наших летчиков.

А в 1934 году Леваневского ждало испытание поважнее – эвакуация экипажа и пассажиров со льда Чукотского моря после того, как там затонул раздавленный льдами советский пароход "Челюскин". Операция была проведена с блеском. Все летчики, участвовавшие в спасении людей получили звание Героев Советского Союза – самые первые в его истории.

Гибель теплохода "Челюскин"/ © histrf.ru
Гибель теплохода "Челюскин"/ © histrf.ru

Именно после этого Леваневский и оказался на гребне народной славы, любимый не только жителями СССР, а и лично товарищем Сталиным. Но почивать на лаврах летчик не собирался. Его натура жаждала экстрима и испытаний. Как сказали бы сейчас – челленджей и экшена.

Первая неудача

Этим самым челленджем, то есть испытанием и вызовом, можно было считать перелет через Северный полюс из Москвы в Сан-Франциско. Проект 1935 года был смелым, амбициозным и нашел поддержку на самом верху. Еще бы – с континента на континент да еще и через полюс – такого еще в мировой авиации не было. Для полета был выбран самолет АНТ-25, вторым пилотом Леваневский взял Георгия Байдукова, штурманом Виктора Левченко.

К полету было приковано самое широкое внимание, были даже выпущены марки с изображением Леваневского, вся страна замерла в ожидании новостей. И новость пришла – полет завершился неудачно. Находясь над Баренцевым морем из-за протечки масла в кабину Леваневский принял решение повернуть обратно и сел на аэродроме Новгорода. Он был настолько огорчен и раздосадован этой неудачей, что на эмоциях страшно разругался с конструктором Туполевым (создателем АНТ-25), прямо при Сталине обвинив того во вредительстве.

Эта ссора, в конечном итоге, и стоила Сигизмунду Леваневскому жизни, ведь он прилюдно поклялся больше никогда не садится за штурвал "вредительских самолетов" Туполева. Но летать на чем-то было надо и летчик начал поиски самолета для нового перелета.

Удар по самолюбию

Пока Леваневский искал подходящую для дальних перелетов машину в Америке, на Сталина вышли Чкалов и Байдуков и попытались его убедить, что беспрецедентный перелет через Северный полюс в Америку им тоже под силам. Но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки, разрешил перелет только до острова Удд (ныне остров Чкалов в Охотском море). 9000 километров беспересадочного полета превратили Чкалова и Байдукова в новых советских героев. Было это в 1935 году.

Но Северный полюс оставался до сих пор непокоренным. И вот в 1937 году за право первого беспересадочного полета в Америку через Северный полюс сошлись три экипажа: Чкалов и Байдуков, Леваневский и Левченко и Громов и Юмашев. Два экипажа планировали лететь на усовершенствованном АНТ-25. А вот Леваневский из принципа не желал лететь на самолетах Туполева и выбрал для перелета ДБ-А – экспериментальный тяжелый дальний бомбардировщик конструктора Виктора Болховитинова.

Однако, самолет был абсолютно новым и по сути еще не обкатанным. При всех симпатиях к Леваневскому, Сталин не позволил лететь ему первым. Поэтому в июне 1937 года стартовал Чкалов по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер. Уже на следующий месяц в путь отправился Громов по маршруту Москва – Северный полюс – Сан-Хосинто. И только в августе настал черед Леваневского.

Последний полет

Сигизмунд Леваневский (в центре) у самолета ДБ-А/ ©  СОК.медиа
Сигизмунд Леваневский (в центре) у самолета ДБ-А/ © СОК.медиа

12 августа с подмосковного аэродрома в Щёлково поднялся в небо экипаж самолета ДБ-А в составе командира экипажа Сигизмунда Леваневского, второго пилота Кастанаева, штурмана Левченко, радиста Галковского и бортмехаников Побежимова и Годовикова – всего 6 человек. Конечной точкой маршрута был определен город Фэрбенкс на Аляске.

Около полудня 13 августа летчики благополучно достигли Северного полюса, но уже через час после победного рапорта пришло тревожное сообщение о выходе из строя одного из двигателей:

"14 часов 32 минуты. Отказал правый крайний мотор из-за неисправности маслосистемы. Идём на трёх моторах. Высота полёта 4600 метров при сплошной облачности".

Потом с разным интервалом пришли еще две радиограммы. В одной из них сообщалось, что в "работать кабине невозможно", а в другой – что "все в порядке". После этих взаимоисключающих сообщений, вечером 13 августа 1937 года связь с экипажем Леваневского окончательно прервалась.

В поисках пропавшего экипажа принимали участие не только русские, но и американцы, в том числе и Джеймс Маттерн, которого Леваневский спас в 1933 году. Но все усилия не принесли результатов. К тому же в условиях полярной ночи и плохой погоды вести операцию не представлялось возможным, поэтому через несколько месяцев экипаж был официально объявлен погибшим, а поиски прекратились.

Версии и причины

Все маршруты дальних полярных полетов в 30-х годах (маршрут Леваневского обозначен желтым цветом)/ © vokrugsveta.ru
Все маршруты дальних полярных полетов в 30-х годах (маршрут Леваневского обозначен желтым цветом)/ © vokrugsveta.ru

Официальная причина гибели экипажа – это крушение самолета ДБ-А, который по мнению комиссии не был должным образом испытан. А вот по поводу того, что именно привело к крушению, остается только догадываться. Исследователи и авиационные эксперты сходятся во мнении, что в условиях отказа одного из четырех двигателей самолета и его загруженности (он вез продовольствие и подарки американцам) пришлось лететь на низкой высоте в условиях сплошной облачности. Сильная влажность привела к обледенению машины, потери управления и последующему крушению. Вполне возможно летчики пытались посадить самолет, но не смогли – он разбился или утонул.

Остается открытым вопрос где это произошло? В настоящее время существует несколько версий места крушения экипажа Леваневского и ни одна из них не имеет документального подтверждения. Если отбросить совсем уж фантастические версии типа сознательного бегства в Америку или похищения немцами, внимание заслуживает лишь две:

1. Это произошло в Якутии, в труднодоступной местности на севере республики. Местные оленеводы, якобы, еще в 80-х годах находили в районе озера Себян-Кюёль обломки самолета и какие-то "самодельные могилы" с полусгнившими досками в виде табличек, на одной из которых можно было прочесть фамилию, оканчивающихся на "...ский". Экспедиция газеты "Советская Россия" в 1983 году в эти места результатов не дала, так как людей, видевших эти могилы разыскать не удалось. По этой версии получается, что экипаж все же сумел посадить самолет, но вероятно большая часть летчиков погибла при посадке.

2. Еще по одной версии экипаж смог приземлиться в районе канадского острова Элсмир. Радиостанция вышла из строя и поскольку у летчиков был запас продуктов они сумели какое-то время продержаться, починить поврежденный двигатель и даже взлететь. Но тяжелому самолету не хватило места для взлета, он упал в воду и утонул.

Исчезновение экипажа Сигизмунда Леваневского стоит в одном ряду с пропавшей экспедицией Георгия Брусилова и полярной группы Эдуарда Толля. За прошедшие 85 лет следы Леваневского искали в Арктике российские, канадские и американские исследователи. Неоднократно сообщалось о нахождении неопознанных обломков летательных аппаратов, но после проверок информация о том, что это может быть останки самолета Леваневского не подтверждались. Тайна пропажи так до сих пор и остается нераскрытой.

Про трагичный финал полярного похода Георгия Брусилова, к которому привел раскол в команде и слабая подготовка экспедиции можно прочитать тут:

(При написании статьи была использована информация с сайтов: mir-znaniy.com; life.ru; psj.ru; dw.com)