Найти тему

Последний Великий пост Царской семьи глазами Николая II

Через полгода после официального отречения императора Николая II от престола 3 марта 1917 г., его вместе с семьей и свитой перевезли в Тобольск (Россия). Там они прожили до конца апреля 1918 г. Затем Царская семья была отправлена в Екатеринбург, где в Доме Ипатьева 17 июля 1918 г. приняла мученический венец.

Пасха в последний год жизни Царственных страстотерпцев была поздняя — 5 мая, и первый день Великого поста пришелся на 18 марта. Таким образом, почти весь постный период семья провела в Тобольске, а Христово Воскресение Государь с Государыней и дочерью их Марией встретили отдельно — в Екатеринбурге.

До наших дней сохранились записи из дневника Императора о каждом дне этого периода. Эти заметки довольно лаконичны и излагают по большей части лишь конкретные факты происходившего с ними в этот период. И все же краткие мысли Николая II позволяют хотя бы поверхностно взглянуть на тяготы заточения и уклад жизни Царской семьи. Поистине поражает то смирение, бодрость духа, надежда и твердая вера в Божий Промысел, какими пронизаны эти строки.

Приводим лишь некоторые наиболее интересные фрагменты дневника Императора, из которых открывается, что они читали, как трудились и как проходили богослужения в их доме в то непростое время.

18 марта*. Понедельник.

Начало Великого поста. В 9.1/2 [9:30] началась спевка Аликс и дочерей с диаконом, а через полчаса Часы. За обеими службами они [Императрица и Великие Княжны] пели, так как певчие не могут петь четыре раза в день. Погода была лучезарная. Долго пробыли на воздухе и усердно пилили и кололи дрова. После обеда свита ушла, и мы провели вечер семейно.

В Тобольске Царская семья жила в доме бывшего губернатора. Находясь под домашним арестом, они нечасто посещали церковь, поэтому в основном богослужения проходили в их домовом храме.

-2

20 марта. Среда.

Наконец, после двухмесячного перерыва, попали снова в церковь к преждеосвященной литургии. Служил священник отец Владимир Хлынов... Пели обыкновенные певчие, знакомые, любимые наши напевы.

22 марта. Пятница.

Сегодня годовщина моего приезда в Царское Село и заключения с семьею в Александровском дворце. Невольно вспоминаешь этот прошедший тяжелый год! А что ещё ожидает нас всех впереди? Всё в руке Божией! На Него только всё упование наше. В 8 часов пошли к обедне. День провели как всегда. Обедали в 7 часов, затем была вечерня и после неё исповедь в зале – детей, свиты, людей и наша.

23 марта. Суббота.

В 7.½ [7:30] пошли к обедне, за которой причастились Святых Христовых тайн со всеми нашими. Хор пел на редкость. Вернулись к 9 часам домой. После чая погуляли. Погода совсем весенняя, таяло в тени. Днём много работали. В 9 часов была всенощная дома. Спать хотелось очень.
-3

24 марта. Воскресенье.

Чудный весенний день. Выспались за оба дня отлично. В 11.1/2 [11:30] была обедница. На первой неделе начал читать Библию с начала.

26 марта. Вторник.

День простоял серый, но таяло. Так как нельзя читать всё время Библию, я начал также “A short history of the English people” J. K. Green. По вечерам вслух опять принялись за Тургенева – теперь читаю “Вешние воды”. Сегодня как раз 7 месяцев, что мы живём в этом доме!

30 марта. Суббота.

Буря утихла, и день настал ясный и холодный. Утром с трудом очистил дорожку в снегу, а то гулять было тяжело. После завтрака пилил, а дочери кололи дрова. В 8.45 была всенощная…
-4

Основное содержание ежедневных заметок Николая II составляет описание погоды, состояния здоровья сына Алексея, часто болеющего в тот период. Также император пишет о практически ежедневном физическом труде (обычно это пилка и колка дров, расчистка снега, в чем отцу нередко помогали дети), а также о прошедших службах, достаточно частых.

-5

31 марта. Воскресенье.

В 11.1/2 [11:30] была отслужена обедница. Очень долго пробыли на воздухе; солнце сильно пригревало. После обеда я обыкновенно играю в безик** и затем читаю вслух...

6 апреля. Суббота.

...Утром и днём много пилил. После чая читал при свете заката до 7 часов. Всенощная началась в 9.45 с поклонением Св. кресту.

7 апреля. Благовещение. Воскресенье.

В церковь не попали в такой праздник, встать пришлось рано, так как в 8 часов пришёл батюшка и отслужил обедницу без певчих. Аликс и дочери пели опять без всякой спевки.

9 апреля. Вторник.

...Вчера начал читать вслух книгу Нилуса об Антихристе, куда прибавлены “протоколы” евреев и масонов – весьма современное чтение.
-6

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

19 апреля. Пятница

...Окончил историю Англии Green и начал читать романы Всеволода Соловьева. … В 9 час. была всенощная, бас пел отличный.

21 апреля. Воскресенье.

Двадцать четвертая годовщина нашей помолвки! В 11.1/2 [11:30] была обедница. После нее Кобылинский показал мне телеграмму из Москвы, в которой подтверждается постановление отрядного комитета о снятии мною и Алексеем погон! Поэтому решил на прогулки их не надевать, а носить только дома. Этого свинства я им не забуду! Работал в саду два часа. Вечером начали читать вслух “Волхвы” – тоже Всеволода Соловьёва.

Надо отметить, что история с погонами – лишь один из множества случаев унижения царя большевиками. Но, как правило, Николай II все поношения принимал смиренно и спокойно.

22 апреля. Понедельник.

Узнали о приезде чрезвычайного уполномоченного Яковлева из Москвы; он поселился в Корниловском доме. Дети вообразили, что он сегодня придёт делать обыск, и сожгли все письма, а Мария и Анастасия даже свои дневники. Погода была отвратительная, холодная и с мокрым снегом.
-7

25 апреля царю Николаю было объявлено, что его велено увезти, куда — раскрывать не положено. Александра Федоровна и дочь Мария вызвались ехать с ним, великие княжны с больным царевичем Алексеем остались в Тобольске. Переезд в Екатеринбург на конной повозке занял 3 дня (26-29 апреля), так что Лазареву субботу и праздник Входа Господня в Иерусалим семья встретила в нелегком пути. Утром в Великий вторник 30 апреля, они наконец прибыли в Екатеринбург и разместились в доме Ипатьева.

Дом Ипатьева в Екатеринбурге
Дом Ипатьева в Екатеринбурге

1 мая. Великая Среда.

Выспались великолепно. Пили чай в 9 часов. Аликс осталась лежать, чтобы отдохнуть от всего перенесенного. По случаю 1 мая слышали музыку какого-то шествия. В садик сегодня выйти не позволили! Хотелось вымыться в отличной ванне, но водопровод не действовал, а воду в бочке не могли привезти. Это скучно, так как чувство чистоплотности у меня страдало. Погода стояла чудная, солнце светило ярко, было 15° в тени, дышал воздухом в открытую форточку.

2 мая. Великий четверг.

Утром читал книгу Аликс “La sagesse et la destinee” Maeterlinck. Позже продолжал чтение Библии... Затем все мы, кроме Аликс, воспользовались разрешением выйти в садик на часок… Хорошо было подышать воздухом. При звуке колоколов грустно становилось при мысли, что теперь Страстная и мы лишены возможности быть на этих чудных службах и, кроме того, даже не можем поститься. До чая имел радость основательно вымыться в ванне. Ужинали в 9 часов. Вечером все мы, жильцы четырех комнат, собрались в зале, где Боткин и я прочли по очереди 12 Евангелий, после чего легли.

В Екатеринбурге Царские Узники не могли не только поститься, потому что приходилось есть то малое, что приносили, но и трудиться физически, так как из домашнего заточения их практически не выпускали. Пребывая в Доме Ипатьева, тобольскую жизнь семья вспоминала как тихую и спокойную, здесь же все походило на настоящий тюремный режим.

3 мая. Великая пятница.

...По утрам и вечерам, как все эти дни здесь, читал соответствующие Св. Евангелия вслух в спальне... Всё утро читал вслух, писал по несколько строчек в письма дочерям от Аликс и Марии и рисовал план этого дома... По просьбе Боткина, к нам впустили священника и дьякона в 8 час. Они отслужили заутреню скоро и хорошо; большое было утешение помолиться хоть в такой обстановке и услышать “Христос воскресе”.

5 мая. Светлое Христово Воскресение.

Весь вечер и часть ночи слышен был треск фейерверка, который пускали в разных частях города. Днём стоял мороз около 3°, и погода была серая. Утром похристосовались между собою и за чаем ели кулич и красные яйца, – пасхи не могли достать…

Читая заметки Николая II о последнем Великом посте, мы видим, какие тяготы и лишения переносила Царская семья в тот период. А император искренне сожалел, что не имел возможности еще больше и в церкви бывать на службах, должным образом держать пост. Пример Царских мучеников позволяет нам иначе взглянуть на нашу жизнь, нынешний Великий пост и увидеть, как много у нас возможностей послужить Богу в этот период. Главный подвиг св. Царственных страстотерпцев был, конечно же, не в посте, а в мученической кончине за веру, но до этого они были “верны в малом”.

-9
-10

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

_________________

*даты приводятся по новому стилю.
**безик — интеллектуальная карточная игра.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц