как то я участвовала в кадровом конкурсе #нти #открытыйотбор2020 (соответственно все цифры и данные далее не актуальны на сегодняшний день)
чем именно зацепил меня конкурс - там предлагались ооооч интересные кейсы для решения. я выбрала трек руководителя аналитического агентства, кейс по которому был создать методику рейтинга технологических компаний и проранжировать по нему компании Яндекс, Промобот, Геоскан и InDriver. .
после загрузки своего решения, я видела остальные (следующим этапом конкурса было поставить оценку решениям других участников и если она совпадала со средневесовой, то это так же позволяло набрать конкурсный бал). был крутой вариант по методике Переслегина, но тот кто Переслегина не читал - не срастит, поэтому это не универсальный метод. и было пару решений, которые я тоже рассматривала - типо логарифмического шкалирования, но они выдавали не тот результат - Яндекс побеждал. .
в этом плане сразу поняла, что фишка задания - выбрать такой метод, в котором у Яндекса, как у давно существующей корпорации (поддержка которой была прописана в государственной стратегии развития цифры), не будет преимуществ перед компаниями с менее впечатляющим весом. нужно уравновесить шансы. ну и как социологу управления изменениями, мне, конечно же, был прежде всего интересен человеческий фактор в экономике успеха организации. .
с точки зрения данных ситуация выглядела так:
Яндекс - публичная компания с публичными цифрами стоимости, активов, прибылей и сотрудников. .
Геоскан и Промобот - полностью находятся в правовом и экономическом поле юридических лиц РФ и их официальная бухгалтерия представлена в публичных источниках тендерных площадок. .
#InDriver - черная лошадка. с одной стороны частично бухгалтерия компании как и Геоскан и Промобот представлена на тендерных сайтах . С другой стороны на сайте самого In Driverа форма регистрации водителя предусматривает еще 7 стран помимо России, а отчеты на тендерных сайтах внешэконом деятельности не включают. при этом ссылок на зарубежные юр лица на сайте я не обнаружила, как и поиск в сети ничего не дал. расчетные данные взяла приблизительные из интервью основателя и из публичных источников. Итак, мой рейтинг технологических компаний на основе оценки эффективности использования интеллектуального капитала:
1. In Driver
2. Геоскан
3. Яндекс
4. Промобот .
ФОРМУЛА: оценка эффективности = стоимость компании \ количество сотрудников. .
В технологической сфере наибольшее значение имеет умение получать из интеллектуального станка - человека -максимум прибыли. Понятно, что достигается это сложными штуками, которые интегрально называются интеллектуальным капиталом и выражаются в организационном, структурном и человеческом капитале, которые могут быть замерены посредством интервьюирования и методик обработки опросных листов. Но возможности сделать это нет, есть только данные в открытых источниках, поэтому я и решила посчитать сколько стоимости компании приходится на одного сотрудника, работающего в ней. .
В формулу хотела добавить коэффициент плотности \ сложности рынка. Ведь Промобот, например, работает на новом рынке, поставщиков роботов в принципе немного. Геоскановским беспилотникам достаточно непросто выдерживать конкуренцию с монструозной глобальной фабрикой Китая, и на этом рынке не только Китай. В этом плане меня безумно восхитил опыт InDrivera, рожденного в Якутии и вышедшего за рубеж за счет нового ракурса услуги в сверхконкурентной среде приложений пассажирских перевозок. Я подыгрывала InDriver )))) готовый коэффициент так и не нашла, свой разрабатывать не стала. ибо компании слишком разные, рынки слишком разные - это углубленная работа на полгода - год, думаю. НУ и оценить Яндекс с их 166 продуктами и 20-30 компаниями….. поэтому коэффициента не появилось. .
РАСЧЕТЫ (расчеты проводились в июне 2020, соответственно все цифры не актуальны):
Яндекс:
11,93 млрд $ \ 8854 сотрудника = 11,93*10(в 9 степени)*79,5 (курс доллара)/8854 =
107 119 381 руб. .
Промобот:
2 млрд руб - оценка компании инвесторами, заявленная основателем в интервью #forbs, оценка по расчетам на основе публичных отчетов существенно меньше.
2 000 000 000 \ 39 сотрудников = 51 282 051 руб
In Driver:
стоимость компании на основе публичных отчетов не существенна.
в одном из интервью владелец заявляет 300 млн $ оборота за 2018 год. комиссия с водителя согласно сайта компании 9,5% (в России, но мы возьмем так везде), итого прибыль через долю от оборота = 9,5%*300 млн $ / 100% = 28,5 *10(в 6 степени) *79,5 (курс $) = 2 265 750 000 руб. Стоимость компании / количество сотрудников = (прибыль * % рентабельности собственных средств с тендерной площадки) / количество сотрудников по данным с сайта компании = (2 265 750 000 * 103,53%) / 500 человек = 469 146 195 руб.
Геоскан: расчет по группе компаний (компания, чистый годовой доход, % рентабельности,полученное значение стоимости компании, количество сотрудников - в карусели табличка). Стоимость компании / количество сотрудников = 17 706*10 (в шестой степени) / 104 = 170 250 000 руб.
ИТОГО:
Яндекс - 107 119 381 руб стоимости компании на человека
Промобот - 51 282 051 руб стоимости компании на человека
In Driver - 469 146 195 руб стоимости компании на человека
Геоскан - 170 250 000 руб стоимости компании на человека
ВЫВОД: In Driver наиболее эффективно использует свой интеллектуальный ресурс / потенциал, достигая бОльших результатов меньшим количеством сотрудников
#человеческий капитал #экономика успеха #технологическая компания #рейтинг #аналитика #интеллектуальный капитал #социолог #Indriver #яндекс #геоскан