Найти тему
ТехноИнфо

Циклолет: новый зверь в небе России

Идея летательного аппарата, в котором использовано гребное колесо, как у теплохода не нова. Еще в 1909 году Евгений Павлович Сверчков изобрел первый в мире циклолет, который он назвал “самолетом”. Из-за того, что авиационная промышленность тогда только зарождалась, о полноценных исследованиях и проектировании не было и речи. Однако идея витала в воздухе, пока ее не подхватили российские умельцы 21 века.

В 2018 году Фонд перспективных исследований (ФПИ) запустил проект «Циклон», в рамках которого отрабатывается схема циклолета — летательного аппарата нового типа. В сему вполне укладывается масштабирование, поэтому разрабатывается как компактная модель «Циклодрон», так и тяжелый «Циклотрак».

Стендовые испытания циклического движителя
Стендовые испытания циклического движителя

Летательный аппарат имеет четыре движителя, которые размещены попарно по бокам фюзеляжа обтекаемой формы. Конструкция в отличие от самолета Сверчкова состоит из пластика и композитных материалов. Энергоустановка будет полностью электрической или гибридной. Дистанционная система управления максимально автоматизирована — аппарат работает полностью самостоятельно или выполняет команды пилота.

.

-3

Основное отличие от всех летательных аппаратов, созданных до настоящего времени, — это циклический движитель. Он представляет собой набор из пяти коротких лопастей, которые устанавливаются между боковыми дисками. Лопасти свободно вращаются вокруг продольной оси. Их общий и циклический шаг устанавливает специальный механизм. Специальное устройство выставляет угол атаки. Такой же механизм используется для создания горизонтальной тяги. Четыре движителя оригинальной конструкции открывают широкие возможности для маневрирования, и полетов в вертикальном и горизонтальном направлении.

Опытный БПЛА выполняет взлет с наклонной площадки
Опытный БПЛА выполняет взлет с наклонной площадки

Основное преимущество циклолета перед вертолетом — меньшие размеры основных агрегатов. Если сравнивать воздушный винт с циклоидным пропеллером, то последний значительно меньше. Движитель циклолета работает без изменения своего положения, поэтому горизонтальная тяга создается без уменьшения вертикальной. По маневренности циклолет превосходит возможности вертолета — он даже может взлетать и садится на наклонных поверхностях. Циклолеты более безопасны, так как без труда на лопасти можно установить защиту. Да и по создаваемому шуму он находится на уровне обычного автомобиля.

-5

При всех своих преимуществах циклолет имеет недостатки. Основная проблема заключается в отсутствии опыта разработки, строительства и эксплуатации подобной техники, который еще предстоит наработать. Малоизученность технологии ограничивает эксплуатацию нового летательного аппарата. С другой стороны циклолет — более сложная машина, чем вертолет, особенно, в части движителей. Совместное использование четырех движителей сложной конструкции усложняет проблему и требует поиска новых технических решений.

Беспилотник-экспонат форума "Армия-2020"
Беспилотник-экспонат форума "Армия-2020"

Однако трудности не останавливают разработчиков — они уже нашли применение среднему по размерам аппарату, который может стать в перспективе воздушным такси. Пока ученые решают технические проблемы регулирующие органы должны определить правила эксплуатации циклолетов и проработать вопросы безопасности.

Наука
7 млн интересуются