В конце января этого года свершилось событие, которое российский авиапром планировал уже лет так двадцать пять: взлетел самолет «ЛМС-901» («Байкал»), призванный заменить знаменитый «кукурузник» «АН-2». По этому поводу, как обычно, глава Минпромторга Д. Мантуров пообещал, что с 2024 года самолеты «ЛМС-901» будут выпускаться на Комсомольском – на – Амуре авиазаводе(там же выпускаются ближнемагистральные «SSJ-100») в количестве до 30 штук в год. В последствии, выпуск самолетов «ЛМС-901» планируется довести до 50 штук в год, добавил Д. Мантуров. Однако, события начала марта 2022 года похоже «поставили крест» на массовом выпуске «ЛМС-901». Я не сомневаюсь, что вы в курсе того, что ЕС и США ввели санкции не только на запрет полетов российских авиакомпаний в небе Европы и Америки, но и ввели санкции на поставки авиадвигателей и комплектующих к ним. При чем же здесь санкции запада и выпуск российских самолетов «ЛМС-901», спросите вы? А вот оказывается самое прямое: как пишут, на «ЛМС-901», временно, установлен турбовинтовой американский двигатель «H80» (GE Aviation). Временно (а у нас временно – это уже постоянно) потому, что «H80» на «ЛМС-901», должен будет в скором времени заменен на российский двигатель «ВК-800С». Интересно, сколько же двигателей «H80» успел закупить Минпромторг до санкций? А то ведь в 2024 году комсомольчане не смогут выпустить те 30 «ЛМС-901», как спланировал Д. Мантуров. Оказывается, двигателя «ВК-800С» еще, как такового, и нет. История создания «ВК-800» началась аж в далеком 2006 году. Итак, 2006 г. – успешно завершено стендовое испытание газогенератора «ВК-800В» (вертолетный) на заводе им. В. Я. Климова. 2007 г. – АР МАК определила соответствие «ВК-800В» Нормам летной годности АП-33 на этапе макета. Потом разработка «ВК-800В» видимо была приостановлена. «Всплыл» «ВК-800В» только в 2015 году, как аналог импортного двигателя «PW-207K», который, опять же временно, устанавливается на вертолет «Ансат». Идем дальше, 2018 год, весна: НПО «Лопатки. Компрессоры. Турбины» и «УЗГА» начинают разработку и создание опытных двигателей «ВК-800С», турбовинтовой версии «ВК-800В». Планировалось, что к концу 2018 года будут собраны 3 опытных экземпляра «ВК-800С» и начнется их сертификация. Однако, в 2019 году оказалось, что для получения рабочего «ВК-800С» необходимо полностью переделать «ВК-800В», иначе говоря - сделать практически новый двигатель. Т. к. турбовинтовой версией «ВК-800» занимается УЗГА, то двигатель в настоящее время получил наименование «ВК-800СМ», а «ОДК» теперь к нему отношения уже не имеет. Разработка и строительство двигателя «ВК-800СМ» интересна УЗГА не только как двигатель для «ЛМС-901», но еще и в плане замены двигателя «H80-200» на самолете «L-410» («L-410» мелкосерийно изготавливается на УЗГА). В конце 2021 года на УЗГА побывал журналист О. Пантелеев и поинтересовался о ходе разработки «ВК-800СМ». Как оказалось, все задержки с изготовлением опытного образца «ВК-800СМ» связаны с поставщиками, т. к. для поставщиков изготовление не серийных 1 — 2 деталей это проблематично. Но, специалисты из дивизиона двигателей говорят, что к концу 2022 года ожидается установка «ВК-800СМ» на стенд. Однако, сами понимаете, продолжали специалисты, что даже если сертификация на стенде и закончится в 2023/2024 годах, то даводка двигателя до ума займет еще пару лет (вспомните крушение «ИЛ-112В» из — за двигателя). Поэтому, то что пообещал Д. Мантуров о начале серийного выпуска «ЛМС-901» с 2024 года, так то по пословице: пообещать — не значит жениться!
Статья вас заинтересовала?
Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.