Найти тему

История Калининградской епархии. Часть 1

Автор фото: Татьяна Рутковская
Автор фото: Татьяна Рутковская

Период до 1945 года

Вопрос об истоках православия на территории Калининградской области и прилегающих к ней районах (в пределах довоенной Восточной Пруссии) может быть решен исключительно гипотетично. Косвенные свидетельства источников позволяют предположить, что уже в XI в. предпринимались единичные и малоудачные попытки христианизации прусских племен со стороны Руси. Тевтонское завоевание остановило этот процесс.

В последующие столетия Средневековья орденские земли и владения прусского герцога посещали многие православные люди. Кто-то из них задерживался здесь на сравнительно продолжительное время – от нескольких месяцев до нескольких лет. Так, на службе у герцога Альбрехта недолго состоял Франциск Скорина (который по некоторым сведениям был православным, хотя это невозможно доказать), в польской части Восточной Пруссии содержались в плену экзарх Константинопольского патриарха архидиакон Никифор Кантакузен и тушинский (на тот момент) митрополит Филарет (Романов).

В середине XVII в. на территории герцогства Пруссия появилась первая православная община. Ее образовали бежавшие из западнорусских земель Речи Посполитой православные священники, монахи и миряне. Ко второй половине того же столетия относятся известия о деятельности в Кенигсберге и других населенных пунктах Восточной Пруссии еще нескольких православных общин. Православные верующие и духовенство получали от местных властей право на проведение церковных служб и справления обрядов. Сохранилось упоминание о наличии православной церкви в Кенигсберге в 1680-х гг.

XVII век примечателен для истории православия на территории Калининградской области и в обратном значении. Два выходца из Восточной Пруссии принадлежат к числу подвижников русского православия. Это Иннокентий Гизель и Адам Зерникав.

-2

Первый происходил из реформатской (кальвинистской) семьи. В молодости он переехал в западнорусские земли, перешел в православие и принял постриг. В 1643 г. Гизель стал игуменом Дятловицкого монастыря на Украине, а в 1646 г. ректором Киевской коллегии – первого высшего учебного заведения в истории России. Впоследствии Иннокентий Гизель стал настоятелем Киево-Печерской Лавры. Не менее примечательно его духовное наследие. Он входил в число крупнейших церковных писателей XVII в., был близок святителю Димитрию Ростовскому, являлся автором фактически первого пособия по русской истории «Синопсис», написал богословский трактат «Мир человека с Богом» и многие другие духовные труды.

Адам Зерникав, родившийся в Кенигсберге и окончивший Альбертину (Кенигсбержский университет), немногим позднее повторил путь Иннокентия Гизеля. К мысли о необходимости перехода в православную веру он пришел чисто богословским путем – изучая труды Отцов Церкви в библиотеках ведущих университетов Европы. В России, на Украине, он оказался в 1679 г. и в Чернигове принял православие. После чего Адам Зерникав стал одним из советников гетмана Малороссии. Параллельно он писал богословские труды, главный из которых – «Об исхождении Святого Духа от одного только Отца» оказал большое влияние на формирование отечественного богословия.
Адам Зерникав, родившийся в Кенигсберге и окончивший Альбертину (Кенигсбержский университет), немногим позднее повторил путь Иннокентия Гизеля. К мысли о необходимости перехода в православную веру он пришел чисто богословским путем – изучая труды Отцов Церкви в библиотеках ведущих университетов Европы. В России, на Украине, он оказался в 1679 г. и в Чернигове принял православие. После чего Адам Зерникав стал одним из советников гетмана Малороссии. Параллельно он писал богословские труды, главный из которых – «Об исхождении Святого Духа от одного только Отца» оказал большое влияние на формирование отечественного богословия.

В 1720 – 1730 гг. в столице Восточной Пруссии появилась регулярная православная община во главе с Василием Квасовским – торговцем и владельцем типографии, издававшем книги на польском, русском и церковнославянском языках. В годы Семилетней войны (1755 – 1762) территория Восточной Пруссии входила в состав Российской империи: в 1758 году кенигсбергцы присягнули императрице Елизавете Петровне и до весны 1762-го, до заключения мира, Восточная Пруссия имела статус российского генерал-губернаторства. В это время действовало несколько православных храмов. Предназначались они не только для русских солдат и офицеров, но и для местных жителей, переходивших в новую веру. Правда, массовым обретение православия кенигсбержцами не стало.

Наиболее долговременная русская православная община Восточной Пруссии была образована в 1820 – 1830-х гг. старообрядцами-беспоповцами федосеевского согласия, которые активно преследовались на родине. Местом ее расположения стали земли населенные польскими протестантами (мазурами) на северо-востоке современной Польши (район Мазурского поозерья: Войново [Wojnowo] и другие, построенные русскими старообрядцами, селения в округе г. Пиш [Pisz]).

В этом же районе возникли и первые русские монастыри. С 1847 до середины 1880-х г. здесь действовала мужская обитель староверов-федосеевцев и маленький женский монастырь (в селе Пупы [Spychowo]). Наиболее известным их настоятелем был Петр Леднев (другое имя – Павел Прусский). В середине 1860-х гг. он перешел в единоверие и его примеру последовали несколько иноков. Другие насельники старообрядческого монастыря не поддержали своего духовного лидера, в итоге Павел Прусский был вынужден оставить родную обитель. С 1880-х гг. на месте Войновского монастыря возникла женская монашеская община старообрядцев поморского согласия. Кроме того, в середине XIX века был на территории Восточной Пруссии еще один женский старообрядческий монастырь – в Майдане [Majdany].

После Русской революции, в начале 1920-х гг. на территории упоминавшихся районов Мазурского поозерья образовалась еще одна единоверческая община. Настоятелями здесь служили о. Диодор Колпинский, а затем – о. Александр Аваев. Последний окормлял небольшие группы православных в различных городах провинции. Одной из них была община РПЦ в Кенигсберге, состоявшая из нескольких десятков русских эмигрантов. Ее, за отсутствием постоянного священника, возглавлял видный деятель русской эмиграции – богослов, философ, преподаватель Кенигсбергского и Варшавского университетов Николай Сергеевич Арсеньев. И единоверческая и кенигсбергская общины вошли в юрисдикцию авторитетнейшего русского архиерея в эмиграции митрополита Евлогия (Георгиевского).
После Русской революции, в начале 1920-х гг. на территории упоминавшихся районов Мазурского поозерья образовалась еще одна единоверческая община. Настоятелями здесь служили о. Диодор Колпинский, а затем – о. Александр Аваев. Последний окормлял небольшие группы православных в различных городах провинции. Одной из них была община РПЦ в Кенигсберге, состоявшая из нескольких десятков русских эмигрантов. Ее, за отсутствием постоянного священника, возглавлял видный деятель русской эмиграции – богослов, философ, преподаватель Кенигсбергского и Варшавского университетов Николай Сергеевич Арсеньев. И единоверческая и кенигсбергская общины вошли в юрисдикцию авторитетнейшего русского архиерея в эмиграции митрополита Евлогия (Георгиевского).

В годы Второй мировой войны численность православного населения Восточной Пруссии увеличилась – за счет остарбайтеров и военнопленных. Среди них находились и священники. На Мазурах по-прежнему действовала единоверческая община. До последнего момента она сохраняла каноническую верность митрополиту Евлогию (Георгиевскому). Ее настоятель о. Александр Аваев в проповедях высказывался за победу России над Германией и чудом избежал ареста.

#Калининград

#история

#православие

#Калининградская епархия