39,2K подписчиков

Малоизвестный мотоцикл СССР, ТИЗ-АМ-600. Рассматриваем технику в деталях (много фото + видео)

4,3K прочитали
В середине 30-ых годов прошлого века молодая Советская страна остро нуждалась в мототранспорте. По дорогам СССР, в большинстве своем, колесили иностранные мотоциклы.

В середине 30-ых годов прошлого века молодая Советская страна остро нуждалась в мототранспорте. По дорогам СССР, в большинстве своем, колесили иностранные мотоциклы. Исправить ситуацию пытались, налаживая производство в Ленинграде на заводе "Красный Октябрь", на подольском механическом заводе, в Ижевске. Одну из моделей советских мотоциклов решили производить в Таганроге.

ТИЗ-600 в Музее техники Вадима Задорожного
ТИЗ-600 в Музее техники Вадима Задорожного

Таганрогский инструментальный завод имени товарища Сталина (ТИЗ) стал местом, где родилась новая модель советского мотоцикла - ТИЗ АМ 600. В качестве основы при создании нового мотоцикла СССР взяли британскую модель BSA-500. Советские инженеры давно заприметили данный мотоцикл. Но в Таганрог для всестороннего изучения британский мотоцикл попал только осенью 1935 года.

90-летний мотоцикл не имеет следов реставрации, такой как есть
90-летний мотоцикл не имеет следов реставрации, такой как есть

До декабря 1935 инженерам завода удалось перевести все дюймовые размеры на метрическую систему, модернизировать раму, коробку передач, а главное двигатель. Составить техническую документацию. В руках советских инженеров одноцилиндровый, нижнеклапанный, 4-ех тактный бензиновый мотор с чугунным цилиндром стал мощнее и тяговитее. Рабочий объем силового агрегата увеличили с 500 до 600 кубических сантиметра. Это позволило получить солидные 16.5 лошадиных сил, а на поздних версиях и того больше, почти 18 лошадей.

Коробка выполнена в отдельном корпусе
Коробка выполнена в отдельном корпусе
Головка одноцилиндрового мотора чугунная
Головка одноцилиндрового мотора чугунная
4-ёх тактный нижнеклапанный двигатель ТИЗ
4-ёх тактный нижнеклапанный двигатель ТИЗ

В качестве трансмиссии использовалась довольно продвинутая 4-ступенчатая коробка передач. Привод на заднее колесо осуществлялся с помощью роликовой цепи. Никаких амортизаторов мотоцикл не имел. Единственный упругий элемент, это бочковидная пружина в передней вилке. Плюс под седлом водителя были пару дополнительных пружин.

Заднее колесо никак не подрессорено
Заднее колесо никак не подрессорено
Передняя пружинная подвеска с регулировкой жесткости
Передняя пружинная подвеска с регулировкой жесткости
Передняя вилка представляет собой сложный механизм
Передняя вилка представляет собой сложный механизм

К 1 мая 1936 года 5-ять предсерийных мотоциклов ТИЗ АМ 600 были полностью готовы. К концу месяца их доставили в Москву, где проект одобрили и дали полное добро на серийное производство. Паралельно начали разрабатывать коляску. Боковой прицеп был необходим военным, которые возлагали на мотоцикл большие надежды.

ТИЗ АМ 600 на параде
ТИЗ АМ 600 на параде

Через несколько месяцев РККА получила первую партию новых мотоциклов. Специально под военных на боковом прицепе устанавливали крепления для пулемета. На мотоциклах-одиночках крепление для пулемета ставили прямо на передней вилке.

ТИЗ-600 служил не только в Армии, но и в НКВД и милиции
ТИЗ-600 служил не только в Армии, но и в НКВД и милиции

Мотоцикл активно использовали в НКВД. А до появления М-72 именно ТИЗ-АМ-600 был основным мотоциклом Красной Армии. К 1939 году у таганрогского инструментального завода появилась собственная гоночная команда. Специально для неё разработали спортивную версию мотоцикла ТИЗ-6, который развивал более 27 л.с.

Спортбайк ТИЗ-6
Спортбайк ТИЗ-6

Спортивный ТИЗ-6 получил 500 кубовый движок с верхним расположением распредвала, алюминиевый цилиндр и новую коробку передач с ножным переключением. Именно спортивный ТИЗ, на первенстве СССР 1939 года, установил всесоюзный рекорд скорости на дистанции 1 км с хода. Заводской гонщик Леонид Трифонович Потанни на данном мотоцикле разогнал заряженный ТИЗ-6 до 158 км/ч.

Задний фонарь и освещение номера в одном флаконе
Задний фонарь и освещение номера в одном флаконе
Давление масла, амперметр и тумблер зажигания встроены прямо в бензобак
Давление масла, амперметр и тумблер зажигания встроены прямо в бензобак

С 1936 по 1941 год было собрано 15 000 мотоциклов. Уже летом 1941 года стало понятно, что таганрогский завод придёться эвакуировать. Оснастку для производства и часть комплектующих переправили в Тюмень. В глубоком тылу, из готовых деталей, удалось собрать около 600 мотоциклов, после чего проект закрыли.

Глушитель в виде "рыбьего хвоста"
Глушитель в виде "рыбьего хвоста"
Передний барабанный тормоз
Передний барабанный тормоз
Крутящий момент на заднее колесо передается обычной роликовой цепью
Крутящий момент на заднее колесо передается обычной роликовой цепью
В 1940 году планировали заменить чугунный цилиндр на алюминиевый с увеличенным оребрением.
В 1940 году планировали заменить чугунный цилиндр на алюминиевый с увеличенным оребрением.

После освобождения Таганрога на инструментальном заводе делали боеприпасы, а в 1948 году предприятие стало выпускать комбайны для сельского хозяйства. На сегодняшний момент ТИЗ-АМ-600 является настоящим раритетом. Удалось найти такой в Музее техники Вадима Задорожного. Специально для своих подписчиков снял небольшое видео, где можно рассмотреть технику в деталях.

Оставляйте свои мнения в комментариях и естественно подписывайтесь, чтобы не пропустить уникальный контент.

#мотоциклы ссср #советские мотоциклы #мотоцикл #мототехника ссср #мото