Жители Красногвардейского района Петербурга наверняка обращали внимание на здание в стиле классицизма (Ириновский пр., 9). Сейчас это место огорожено забором и пройти туда вряд ли получится просто так, - там располагается коммерческая компания ОАО «Кермет». Между тем это старинная усадьба, построенная по проекту Д. Кваренги.
Много тайн окружает эту усадьбу.
Во-первых, само название. Существует несколько версий: то ли вблизи протекала речка Жерновка, то ли так называлась местная деревня, то ли один из владельцев кавалер Жеребцов подарил усадьбе начало своей фамилии.
Во-вторых, возникновение усадьбы. Временем основного строительства в усадьбе считаются 1780-е или 1790-е гг.; здание её возводилась, возможно, для М. И. Донаурова (1757—1817) - сенатора, действительного тайного советника и члена масонской ложи. Автором архитектурного проекта (не вполне уверенно) называют прославленного Джакомо Кваренги. Это мнение, впрочем, оспаривают те, кто полагает, что создателем усадебного комплекса был Н. А. Львов, архитектор-палладианец, или, по другой версии, Ю. М. Фельтен - помощник Растрелли при сооружении Зимнего дворца.
В таком случае художниками, которые придали интерьерам главного особняка их изысканное и богатое фресковое убранство (теперь в значительной мере утраченное), мог быть кто-нибудь из постоянных сотрудников Кваренги - Антонио делла Джакомо или Карло Скотти (или оба вместе).
Интерьер
Усадебный дом на берегу Охты внутри имел пять основных помещений — бальную залу, гостиную, столовую, бильярдную и спальню. В отделке интерьеров широко использовались лепнина и позолота, были установлены массивные, украшенные резьбой венецианские двери и изразцовые печи; стены и плафоны потолка были обильно декорированы росписями и барельефами. Всю стену гостиной занимало огромное фресковое панно с изображением Гатчинского дворца. Усадьбу окружал пейзажный парк с прудом и каменной пристанью. На территории усадьбы находились три оранжереи, вишнёвый сад, ле́дники, сараи, конюшни, хлебный магазин. Все хозяйственные постройки были исполнены в китайском стиле, подобно тому, как отделывали их в Гатчине и Павловске.
В-третьих, не всё однозначно и с владельцами усадьбы.
В начале 1720-х гг. деревни Малиновка и Жерновка принадлежали генералу Фёдору Бутурлину, сподвижнику и соратнику Петра Великого, славному участнику Северной войны; ему наследовал его сын, Иван Иванович Бутурлин. Позднее владение землёй ещё будущей усадьбы перешло к обер-прокурору Сената Ф. И. Соймонову, которого по справедливости почитают первым российским гидрографом. В 1749 г. он продал земли А. Г. Жеребцову, и вот именно тогда имение получило оставшееся за ним поныне название «Жерновка».
Известия, которые мы имеем о последующей истории усадьбы, противоречивы. Среди его владельцев указываются разные лица, в частности, например, Михаил Иванович Донауров (1757—1817), одно время служивший секретарём и личным библиотекарем императора Павла I. После него землю унаследовал его дядя Гаврила Герасимович, а в 1802-м сын последнего — Павел Гаврилович. В 1806-м - почему-то через суд (законное основание и формальный повод которого нам выяснить не удалось) - усадьбу получил полковник Ф. М. Полторацкий. Имена прочих владельцев, в обзорном перечне, таковы: А. А. Жеребцов - кавалер ордена Св. Анны 1-й степени, затем сестра его, статская советница Наталья Алексеевна Жеребцова, потом супруг этой последней, вице-президент Императорской Академии искусств П. П. Чекалевский.
Видимо, род пресёкся, и в 1827 году император Николай I передал имение купцу Севастьяну Венедиктовичу Крамеру. При этом новом владельце главный особняк расширили, и в имении, отчасти в специально построенных для того теплицах, стали выращивать овощи и фрукты, даже субтропические, на продажу. Было организовано и молочное и сыроваренное хозяйство.
В 1838 г. мыза с усадьбою переходит, на праве собственности и под именем Гавриловки, в род Белосельских-Белозерских: владелицей её делается супруга генерал-адъютанта И. О. Сухозанета Екатерина Александровна (дочь князя А. М. Белосельского). Жерновка стала приданым её дочери Анны, которая вышла в 1844 году замуж за Н. А. Безобразова.
Любопытно ещё отметить, что один из сыновей Николая Александровича Безобразова оборудовал в имении стрельбище и проводил здесь испытания артиллерийских орудий.
По имени новых владельцев усадьба стала называться дачей Безобразовых, а вся мыза - Екатерининской. Екатерина Александровна почти постоянно жила за границей, поэтому в 1858-м передала управление делами усадьбы своему зятю, мужу дочери Анны Николаю Александровичу Безобразову. При нём в усадьбе была открыта школа для крестьянских детей.
В начале XX века, приблизительно до 1914 г., Жерновку сдавали в аренду под дачное жильё. К началу Первой Мировой войны усадьба пришла в решительный упадок и совершенное запустение.
После революции
- В дни февральской революции от поджогов пострадали сады и главный дом.
- После Октября 1917 г. его превратили в клуб для заводских рабочих, в 1923-м часть парковых земель отдали под пашню, для чего вырубили много плодовых деревьев.
- В 1929-м усадьбу передали 2-му конвойному полку; в ней устроили конную ветлечебницу и коровник.
- С 1931-го здание находилось в ведении Музейного отдела Наркомпроса.
- В 1933-м в нём открыли общежитие совхоза, для чего большую часть внутренних помещений перепланировали и разделили перегородками. В этот период были разобраны въездные парадные ворота и уничтожены изразцовые печи парадных залов особняка.
- В 1938-м дом передали под общежитие Охтенского лесозавода. Тогда большинство внутренних помещений ещё раз перепланировали, перестроили флигели и демонтировали павильон с башней; были утрачены росписи стен и потолка.
- После Второй Мировой войны ничего не осталось и от пейзажного парка.
К счастью, в 1924-м усадьбу посетил художник Николай Лансере. После своего визита он опубликовал в журнале «Среди коллекционеров» статью «Забытая пригородная усадьба Жерновка на Охте». Статья была снабжена фотоиллюстрациями и обстоятельным описанием усадьбы, которые впоследствии послужили основой для реставрации, предпринятой во второй половине XX века.
В 1950 г. усадьба Жерновка была взята под охрану государства как памятник архитектуры конца XVIII в. Начались первые реставрационные работы. Были снесены постройки 1930-1950-х гг., но вместе с ними был уничтожен и павильон пристани. Реставрационные работы продолжались около 10 лет. Работники отреставрировали фасад, восстановили парадный зал и спальню, воссоздали художественную роспись на стенах. Вокруг расчистили пруд и высадили новые деревья. Планировалось приспособление здания под учреждение культуры, но этот план до сих пор не реализован. В усадьбе находится сейчас коммерческая компания ОАО «Кермет», а органы власти Санкт-Петербурга не планируют продолжать реставрацию.
Почему так не везёт роскошной усадьбе 18 века? Здесь наверняка кроется ещё одна тайна. Род владельцев постоянно пресекался, её история тоже не совсем ясна.
Кстати, сейчас проводятся экскурсии по территории усадьбы. На экскурсию можно записаться в группе ВКонтакте, стоимость – 800 р./чел. Чтобы добраться до Жерновки от станции «Ладожская», можно воспользоваться автобусами 168, 27 или 92. Ехать до остановки «Проспект ударников».