7,5K подписчиков

В поисках Young Adult: Ольга Птицева, Евгения Некрасова и Микита Франко о литературе Young Adult

Popcorn Books. Источник: vk.com
Popcorn Books. Источник: vk.com

Разговоры о том, что в России появилась литература Young Adult, идут уже не первый и даже не десятый год. Маркетологи активно эксплуатируют англоязычное название, литературоведы изучают неопределимость категории, издатели выпускают Young Adult серии, а писатели примеряют на себя зарубежный формат. Мы пообщались с Ольгой Птицевой, Евгенией Некрасовой и Микитой Франко, успешными авторами самого Young Adult издательства России Popcorn Books и выяснили, что даже они не считают свои книги стопроцентным Young Adult.

Немного о наших собеседниках

Ольга Птицева, писательница, поэтесса, преподаватель мастерской Young Adult в Creative Writing School, соведущая подкаста «Ковен Дур». Самые известные работы: «Выйди из шкафа», «Брат болотного края», «Край чудес» и поэтический сборник «Стишье».

Евгения Некрасова, писательница, сценаристка, кураторка Школы литературных практик, победительница премии «НОС» 2021 года. Авторка двух романов, «Кожа» и «Калечина-Малечина», ряда поэм и рассказов.

Микита Франко, молодой писатель, ставший популярным в 2020 году благодаря своему дебютному роману «Дни нашей жизни», первоначально публиковавшемуся в закрытой группе «ВКонтакте». Другие работы автора: «Девочка в нулевой степени», «Тетрадь в клеточку».

Тата Анастасян, главный редактор Popcorn Books. Издательство, ориентированное на аудиторию Young Adult, было открыто в 2018 году. Первые выпущенные романы «Саймон и программа Homo Sapiens» Бекки Алберталли и «Мы в порядке» Нины Лакур. Известны как российский издатель Андре Асимана.

Редакция Popcorn Books. Источник: vk.com
Редакция Popcorn Books. Источник: vk.com

Что такое Young Adult?

Попытки как-то определить Young Adult литературу неизменно заходят в тупик, потому что тот самый «молодой взрослый», который должен её читать, — неуловимая и постоянно меняющаяся категория. Но кое-что мы знаем наверняка. Родина литературы Young Adult — это Америка. Именно там её издают и изучают уже около 70 лет. В Америке есть даже библиотечная ассоциация YALSA, которая отвечает за популяризацию и академическое освещение литературы Young Adult.

Возрастные рамки, в которые все пытаются впихнуть читателя Young Adult литературы, сильно зависят от географии. Чаще всего его определяют в границы от 12 до 25 лет, хотя согласно исследованию Bowker Market Research — 55% книг YA покупают люди старше 35 лет. В России всё усложняется и на законодательном уровне. Федеральный закон № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» требует обязательную возрастную маркировку книг, которая в случае с литературой Young Adult чаще всего будет 18+.

«Не стоит забывать, что из-за дурацкой российской системы маркировок часто подростковые книги чисто по формальному принципу становятся книгами для тех, кому за 18. Например, моя книга «Калечина-Малечина» вышла во взрослом издательстве [издательство АСТ, редакция Елены Шубиной, — прим. ред.] с маркировкой 18+. Когда она переводится на европейские языки, то публикуется и позиционируется как подростковая», — делится с нами Евгения Некрасова.
Евгения Некрасова. Источник: © Редакция Елены Шубиной
Евгения Некрасова. Источник: © Редакция Елены Шубиной

Определённые (большие) проблемы появляются и при попытке разделения подростковой, молодёжной, Young Adult, New Adult и взрослой литературы. Единого мнения здесь нет, а есть какие-то относительные, постоянно двигающиеся рамки, подпитываемые ГОСТами, законами и издательской практикой.

«Это такие условности. Не понимаю, зачем вообще нужны разделения. Наверное, только из-за специфики российского законодательства. В «разрешенной» подростковой литературе всё такое прилизанное, как будто эти книги созданы специально для того, чтобы на полке закрывать Young Adult. А то нехорошо: там сигареты, слово «хрень», бабушке не понравится», — говорит Микита Франко.

И если определить, что такое Young Adult литература довольно сложно, то с тем, какая она, — уже легче. Большинство сходится во мнении, что Young Adult книги должны рассказывать о молодом герое, который переживает эмоциональное взросление и ищет себя.

«Вообще, с Young Adult очень много теоретических вопросов. Например, я не могу назвать Young Adult — жанром, а скорее их совокупностью. Бывают фэнтези саги, бывает реализм, бывает космоопера, триллер и магические реализм и все с приставкой Young Adult. Но в центре сюжета самых разных жанровых историй тот самый молодой взрослый, который проживает процесс сепарации, остро чувствует, ищет себя в мире и борется с этим миром», — рассуждает Ольга Птицева.
Ольга Птицева. Автор фото: Марина Козинаки
Ольга Птицева. Автор фото: Марина Козинаки
«Для меня в первую очередь это истории об эмоциональном взрослении, об обращении, инициации. Из-за молодости и юности всё или почти всё происходит для героев литературы Young Adult впервые и ощущается из-за неопытности со стократной силой. Довольно часто в книгах Young Adult есть протест против мира взрослых, презрение к нему, неприятие его. Ещё проза Young Adult обычно написана доступным, простым языком для того, чтобы стиль не стал преградой для её восприятия», — говорит Евгения Некрасова.«В Young Adult жанре в центре стоит юный герой/героиня, как правило, 15-19 лет. Книги это жанра вызывают много эмоций и затрагивают проблемы молодых людей», — подводит итог Тата Анастасян.

Young Adult в России

Какая Young Adult литература лучше всего продаётся в России? Если оставить в покое «Гарри Поттер», насчёт категории которого тоже ходят споры, то по итогам продаж 2021 года — это «Лисья нора» Норы Сакавич (27 место в топе художественной литературы) и «Метро 2033» Дмитрия Глуховского (34 место). Среди русскоязычных Young Adult лонгселлеров на рынке можно выделить «Дом, в котором…» Мариам Петросян (тираж в России более 360 000 экз.) и «Метро 2033» Дмитрия Глуховского (тираж в России около 500 000 экз.).

Первая книга популярной трилогии Норвы Сакавич. Источник: vk.com
Первая книга популярной трилогии Норвы Сакавич. Источник: vk.com
«Young Adult сейчас настолько популярный жанр, что его издают, кажется, все, кто занимается фикшином. Отдельные редакции в «Эксмо-АСТ», Young Adult серии у независимых издателей и целые издательства, работающие исключительно на аудиторию молодых взрослых. Могу выделить Popcorn Books, у редакторов которого есть особая издательская чуйка — они раньше самого читателя знают, что ему нужно. Ещё отмечу редакцию Trendbooks в издательстве Clever, отличную переводную линейку Young Adult книг у NoAge, отдельные проекты первой редакции «Эксмо», Young Adult серии «КомпасГида», — говорит Ольга Птицева.

Мы попросили Евгению Некрасову выделить российские книги последних лет, которые можно отнести к Young Adult литературе.

«Юлия Яковлева «Дети ворона» и Мариам Петросян «Дом в котором…». Я не читала, но слышала много обсуждений книг «Голос» Дарьи Доцук и «Дни нашей жизни» Микиты Франко. Иностранного Young Adult, конечно, гораздо больше. Я люблю Салли Руни, мне понравился роман в стихах «Поэт Икс» Элизабет Асеведо, а самый мой любимый Young Adult (думаю, это Young Adult) — великий графический роман «Персеполис» Маржан Сатрапи, который необходимо читать всем», — ответила она.
Книги издательства Popcorn Books
Книги издательства Popcorn Books

Не удивительно, что у нас также появляются профильные дискуссии, как «Young Adult и подростковая литература: в чём разница?» на Non/fictio№23, премии, вроде номинации Young Adult на конкурсе «Подросток N», и писательские курсы. Ольга Птицева как раз ведёт мастерскую «Young adult: пишем рассказ в жанре мистического реализма» в Creative Writing School.

«Думаю, запрос на курсы по Young Adult опирается сразу на несколько факторов. Книги для молодых взрослых заняли свою нишу на рынке, аудитория подогрета, переводных книг множество, русские авторы тоже подтянулись, что провоцирует конкуренцию. Так что возникновение отдельных Young Adult курсов так же логично, как существование курсов по детективам, фантастике, любовной прозе и автофикшну», — говорит Ольга Птицева.

Российский VS зарубежный Young Adult

Чем же Young Adult зарубежный отличается от того, который пишут российские авторы? На какие темы предпочитают говорить с аудиторией отечественные писатели Young Adult? Вот ещё несколько непростых вопросов в и без того сложной беседе. Сошлись на том, что региональная привязка очень важная, а ещё что, похоже, в России Young Adult уже давно стал чем-то большим, чем просто жанр или даже совокупность жанров.

Микита Франко. Фото из личного архива. Фотограф Екатерина Луценко
Микита Франко. Фото из личного архива. Фотограф Екатерина Луценко
«Конечно, социальный контекст важен. Например, процесс самоидентификации молодого героя — тема, которая всегда будет важна для Young Adult аудитории. Вот только процесс этот, например, в жизни мальчика из пригорода Парижа — одна история, а в жизни мальчика из Смоленской области — совсем другая. И мне, как читателю, намного больше отзовется именно второй вариант. Думаю, тренды Young Adult идут в ногу с «взрослыми» трендами, просто окрашиваются они проблематикой более острой и максималистичной, в силу особенностей аудитории», — делится с нами Ольга Птицева.
«Выходящие в России Young Adult книги особенно часто высказываются на острые, пограничные темы, к которым так называемая взрослая русскоязычная литература обращается мало. Возможно, это связано с тем, что поколения 14-25 лет (я так для себя определяю аудиторию Young Adult) — первое в постсоветском пространстве, которое взрослеет и развивается со всем миром благодаря интернету. Оно задаёт сложные вопросы, связанные с идентичностью, сексуальностью, коммуникациями, психологическим состоянием, и ищет на них ответы в том числе и в художественном контенте. Для людей постарше, которые не находили подобных книг в своём подростковом возрасте, они служат для психологической проработки прежних травм. А если книга ещё и интересная, и хорошо написана, то её логично читают самые разные люди. Из всего получается, что Young Adult в России больше, чем Young Adult», — приходит к неожиданному выводу Евгения Некрасова.

Young Adult, который нельзя называть

Под конец мы решили выяснить, считают ли наши сегодняшние собеседники, что их последнюю книгу можно отнести к литературе YA. Угадайте, ответил ли кто-нибудь «да»?

«Выйди из шкафа» Ольги Птицевой (2021 год, 18+, Popcorn Books)

.
.
«Возможно, не тащи за собой New Adult флер эротиризированной прозы, мой роман правильней было бы причислить именно к этому жанру. Но сегодня у New Adult не самая приятная репутация софткора, книг о взрослых героях, которые занимаются графически описанным сексом. Хотя изначально New Adult был тем, что сейчас мы называем «верхней возрастной границей YA». Но реальность книжного рынка так просто не изменится. Так что я отношу «Выйди из шкафа» к верхнему возрастному порогу Young Adult и к прозе миллениалов, как, например, Салли Руни», — отвечает Ольга Птицева.

«Кожа» Евгения Некрасова (2022 год, 18+, Popcorn Books)

.
.
— Евгения, можно ли Ваш роман «Кожа» отнести к Young Adult литературе?
— Я думаю, что нет. По некоторым формальным признакам в «Коже» можно найти что-то от Young Adult: героини — совсем молодые женщины (а в начале романа дети и подростки), эта история — фикшн с фантастическими элементами, и Хоуп и Домна пытаются найти и понять собственные идентичности, Домна буквально растит душу. Но мне кажется, что читатели этого романа могут быть любого возраста, или лучше так: возраст вовсе не то, что их определяет.

«Девочка в нулевой степени» Микиты Франко (2021 год, 18+, Popcorn Books)

.
.
«Я не считаю себя ни Young Adult автором, ни каким-либо другим. Я просто человек, который лечит свою боль самым доступным для себя способом: пишет о ней. Не знаю, какая у боли должна быть литературная категория. Специально для этого интервью сходил в «Википедию» и впервые в жизни прочитал, что такое Young Adult. В английской версии статьи сказано, что это литература для подростков от 12 до 18 лет. Считаю ли я, что мои книги только для подростков? Нет. Считаю ли я, что их можно читать подросткам этой возрастной категории? Скорее да, чем нет. Но с «Девочкой в нулевой степени» советовал бы быть осторожней, она может вызвать тяжелые переживания, с которыми не любой подросток готов столкнуться, особенно если в границах 12-18 лет он ближе к 12, а не к 18», — говорит Микита Франко.

Получается, что даже сами авторы, которые по мнению многих пишут литературу Young Adult, не готовы, по крайней мере без оговорок, причислять свои книги к этому жанру (или всё же не жанру?). Да что говорить, если и издатель предпочитает не вешать на себя бирку Young Adult.

«Наши книги невозможно засунуть в одну коробочку: у нас есть и планируются и детские книги, и подростковые, и молодежные, и взрослые», — говорит Тата Анастасян.

Вот и выходит, что Young Adult определённо существует на российском рынке, но только как абстрактное понятие. Любые попытки приблизиться к нему наталкиваются то ли на нежелание какого-то однобокого позиционирования, то ли на внелитературную категоризацию, то ли на опасения случайно присоседиться к чем-то «неправильному».

Понравился материал? Подписывайтесь на канал!