Существующие программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на профессиональное самоопределение школьников, требуют значительной доработки. Об этом шла речь на онлайн встрече, которая состоялась в рамках «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области».
Около 400 представителей обсудили важные аспекты и тенденции в разработке новых профориентационных программ внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.
Спикерами мероприятия выступили Владислав Халамов, руководитель Регионального центра технического творчества, Юлия Маковецкая, заведующая кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО, Мария Гулюмова, начальник Центра самоопределения ГБУ ДПО ЧИРПО, Наталья Пискунова, директор МБОУ «ЦДТ» г. Трехгорного, Алена Луткова, педагог-психолог МКОУ «СОШ №9 г. Аши», Елена Андрющенко, учитель-дефектолог, методист Регионального центра технического творчества, и Татьяна Горбунова, специалист Регионального центра технического творчества.
«Профессиональное самоопределение школьников регламентирует «Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области», — комментирует Владислав Халамов. — Документ призван выстроить единую систему подготовки кадров, начиная с детского сада и до реального места работы на предприятии. Колоссальную роль в выборе профессии играет система дополнительного образования. Поэтому особое внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации».
Юлия Маковецкая и Мария Гулюмова рассказали об основных этапах Концепции. Предложили педагогам обратить внимание при разработке и реализации рабочих программ на Модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Только системная и совместная работа позволит ребенку сделать осознанный выбор своей будущей профессиональной траектории. А значит, необходимо разговаривать о профессиях, которые нужны сегодня и будут востребованы в ближайшие время, о кадровых потребностях региона, о конечной цели образования в подготовке школьников к будущей профессиональной деятельности.
Наталья Пискунова, Алена Луткова и Елена Андрющенко представили слушателям проекты, которые реализуются на базе МБОУ «ЦДТ» г. Трехгорного и МКОУ «СОШ №9 г. Аши» и Регионального центра технического творчества поделились успешным опытом работы в области профессионального самоопределения школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Так, Елена Валерьевна рассказала о программе «Инженерикум», которая формирует у детей с ОВЗ новые научно-технические компетенции, знакомит с такими профессиями, как: инженер, конструктор, программист.
Под конец встречи Татьяна Горбунова представила программы, разработанные на базе соревнований «Инженерные кадры России», которые призваны помочь образовательным учреждениям в профориентации:
«Пособия рассчитаны на класс и охватывают три направления: металлургическую промышленность, сельское хозяйство и российские железные дороги. Программы знакомят с полным циклом производства, начиная с профессий и истории предприятия и заканчивая производственными процессами и изготовлением продукции. Под руководством наставников (а это педагоги и сотрудники предприятий) школьники получают новые знания, защищают проекты. В дальнейшем этим ребятам легче определится с выбором профессии. Пособия можно использовать как основу разработки рабочих программ и по другим направлениям».
По итогу встречи было решено продолжить сотрудничество в направлении профессионального самоопределения школьников, совместно разрабатывать программы, делиться опытом, консультировать, делиться методическими материалами.