В Китае существует приложение WeChat 微信 [wēixìn] с аудиторией в 963 млн. пользователей. В 2011 году его создала китайская компания Tencent. Изначально это был мессенджер для текстов и фотографий, который со временем оброс видео, звонками и встроенными приложениями.
Например, чтобы заказать такси, пиццу, билеты на самолёт, в кино и оплатить счета, требуется установить как минимум 5 приложений на телефон. В Китае все эти действия можно сделать в WeChat.
Цифровой кошелёк
Основная особенность WeChat — это цифровой кошелёк. Многим WeChat Pay заменяет банковские карты и Google Pay. Транзакции осуществляются с помощью QR-кодов. Покупатели сканируют QR-код продавца и оплачивают покупки. Также можно делать мгновенные переводы денег друзьям и дарить им электронные "красные конверты" 红包 [hóng bāo] с деньгами.
Благодаря простоте использования и хорошей рекламе WeChat Pay стал чуть ли не основным способом оплаты товаров и услуг. Продавцу достаточно распечатать\показать клиенту QR-код своего кошелька и получить перевод. Никаких бумажных денег, никаких терминалов, понятные электронные чеки внутри приложения. Свои QR-коды есть даже у нищих, которые просят милостыню.
К такой же модели, по заявлению Mail.Ru Group в 2019 году, стремится и ВКонтакте. Уже сегодня здесь заказывают еду, транспорт, покупают вещи и образовательные курсы.
VK Pay пока далеко до WeChat Pay по популярности. Если в Китае у WeChat только один конкурент, Alipay от Alibaba Group, то в России приложений по оплате услуг и переводу денег в разы больше.
Но в связи с блокировкой Instagram, являвшегося рекламной платформой для сотен тысяч малых и крупных бизнесов, у Вконтакте есть все шансы превратиться в подобие WeChat и собрать всё, что нужно российскому пользователю, внутри одного приложения.