«МИССИОНЕРСКАЯ ЗНАКОВАЯ ГРАФИКА ХУДОЖНИКА АНАСТАСИИ ОВСЯННИКОВОЙ» − это захватывающая история о судьбе женщины, которой успешно удалось соединить знания о древнейших магических искусствах врачевания с новейшими открытиями нейропсихологии в квантовом понимании, воплотив это в авторской графике миссионерского послания.
МИССИОНЕРСКАЯ ЗНАКОВАЯ ГРАФИКА
ХУДОЖНИКА АНАСТАСИИ ОВСЯННИКОВОЙ
Страницы жизни героини моей статьи создавались на ниве медицинского познания человеческих возможностей, наблюдения и практической работы в условиях оказания экстренной медицинской помощи, помощи в преодолении боли и страданий людей, оказавшихся в шоковых неконтролируемых состояниях.
Постепенно сформировался круг её профессиональных интересов: от углублённого изучения истоков поведенческой психологии человека, нейробиологических механизмов эмоциональных состояний личности до влияния их на мотивацию восстановления здоровья, и, в конечном итоге, на управление своей судьбой.
Анастасия Овсянникова окончила Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова и после соответствующей интернатуры проработала пять лет врачом особой бригады интенсивной терапии скорой медицинской помощи. Профессионализм и силу духа ей, как говориться, не занимать. Я бы отметил в названии университета слово «исследовательский», которое в дальнейшем повествовании в полной мере можно будет применить и к свойствам характера Анастасии, как учёного – экспериментатора, склонного к постижению физических возможностей человека в момент наивысших морально-силовых нагрузок. Она сама серьёзно увлеклась спортом, закончила ординатуру на кафедре спортивной медицины и применила свои знания и опыт, работая сотрудником Московского научно-практического центра медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины.
Творческий углублённый медико-психологический поиск привёл Анастасию в Институт восточной медицины РУДН на кафедру Аюрведы (большого ведического учения о Вселенной, дающего человеку представление об основных принципах и законах окружающего мироздания, с языка санскрита дословно переводится как «наука о жизни»). Она познакомилась с даосской системой Фэн-шуй, индийской техникой медитации «випассана» (процесса самоочищения с помощью самонаблюдения), с глубинами эзотерической теософии Елены Блаватской, постигла приёмы духовной и целительной японской практики «рейки» (так называемого «исцеления путём прикасания ладонями»).
Заканчивая краткий «биографический» портрет Анастасии − широко образованного энциклопедиста, прошедшего путь в медицине от современности к тысячелетним истокам «веды», прикоснувшегося к тайнам понимания пророческих смыслов древних знаков, оберегов, тотемов, талисманов, амулетов и множества других сакральных объектов, к удивлению, сохранивших силу психологического воздействия даже в XXI веке, стоит отметить, что все накопленные знания явились неким творческим истоком для создания Анастасией в дальнейшем особого вида художественного графического знакового направления в изобразительном искусстве.
Сама жизнь в современном обществе напоминает нам доисторическую эпоху знакового общения. В скоростном режиме обмена информацией стал формироваться новый почтовый, знаковый, алфавит «мемов», сочетающий в себе информацию, эмоцию, оценочное мнение. Сам мем (англ. «meme») становится единицей культурной информации (Р. Докинз). Получают креативное развитие знаки-символы: стикеры, пиктограммы, технические символы и т.п. К примеру, QR-код − знак, вмещающий чудовищный объём информации, стал в 20-тые годы XXI века необходимым медико-гражданским атрибутом для всех жителей нашей планеты. Современная человеческая психика, как и в прежние исторические времена, оказалась вполне подготовленной к мгновенному восприятию и установлению связи символического знака с реальной жизнью, оценке закодированной в нем информации, считыванию эмоционального настроения, которое несет знаковый визуальный образ.
Новейшие открытия в области субъядерной физики, квантовой механики, космологии Вселенной установили факт тесной взаимосвязи Материи и Энергии («Теория всего» Стивен Хокинг). Квантовая теория элементарных частиц обосновывает возможность мгновенного взаимодействия между частицами поляризованного поля вне зависимости от расстояния (Чарльз Беннет), а также феномен влияния мыслительной энергии человека на изменение характеристик квантового поля (Вернер Гейзенберг).
Человеческий разум (научно признанный частью энергоинформационного поля) способен излучать сознательную мыслительную энергию, усиленную эмоциональным состоянием личности. Он может управлять состоянием здоровья человека, влиять на выбор событий в бесконечном множестве вероятных реальностей, а, значит, и корректировать путь судьбы (Джо Диспенза).
Анастасия Овсянникова, обладающая широким спектром знаний ряда пограничных (смежных) областей медицины, психологии, космологии и эзотерики, оказалась на острие новейших достижений нейропсихологического эмоционального программирования человека на возможность установки личностной поведенческой мотивации в обществе, более того, на регенерацию физических сил для восстановления организма под направленным эмоциональным воздействием.
Эти знания стали актуальными для Анастасии не только в медицинской практике, но и нашли творческое воплощение в создании знаков визуального графического искусства, о которых будет рассказано далее.
В связи с рождением ребёнка Анастасия получила возможность замедлить свой профессиональный медицинский бешеный ритм жизни, что позволило ей открыть в себе колоссальную тягу к изобразительному искусству и с присущим ей усердием погрузиться в мир искусствознания, посещать курсы живописных техник у ведущих мастеров Москвы. Постепенно её работы трансформируются из ученических в выставочные экземпляры, приходит вкус участия в московских и международных выставках, которое оценивается дипломами высококвалифицированного жюри: «Golden Time Talent – 2021»; «Арт-портрет– 2021»; «Luxemburg Art Prize – 2021»; Москва - Каир «SAHAR − 2022»; «Dali`s Mustache – 2022»; «Российская неделя искусств – 2022». В марте 2022 года Анастасию Овсянникову принимают в члены Евразийского художественного союза (ЕХС), что, вне всякого сомнения, является подтверждением её высокого профессионализма в качестве художника.
Одновременно складываются и начинают проявляться эстетические принципы автора, близкие к школе «неопластицизма» (Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург) с его минимализмом графического объекта и особым отношением к плоскости второго плана. Формируется узнаваемый авторский почерк в написании знакового графического объекта − символа – послания, ментально объединяющий знания медицинской нейропсихологии и опыт знатока восточных сакральных культур.
Анастасия называет свое творческое направление «искусством с намерением», с интенцией (лат. intentio — «намерение; стремление»), так как оно характеризуется наделением визуального авторского «знака – изображения» психологической миссией передачи и внушения, а, может, и подтверждения сокровенных желаний приобретателя арт-объекта, совмещённого с внутренней силой авторского медитативного посыла − наставления художника и нейропсихолога в одном лице.
Предугадывая вектор духовных желаний приобретателей, Анастасия делает отличный маркетинговый ход, разделяя свои работы на группы не по технике написания, как общепринято в художественной среде, а по разделам нравственных философских категорий для эмоционального выбора экзистенциальных предпочтений личности.
Автор располагает работы по шести концептуальным главам (считая число шесть сакральным): «Гармония», «Изобилие», «Слава», «Любовь», «Успех», «Помощь Вселенной». Такой философский выбор для приобретателя сделать далеко не просто. Сам факт определения жизненного приоритета является судьбоносным, а картина − знак становится сакральным свидетелем личного решения по выбору пути.
Так формируется новое осмысление графического объекта – знака, похожего внешне на авторскую картину, но имеющего миссионерскую направленность на активизацию внутренних ресурсов личности по достижению поставленной цели. Для Анастасии Овсянниковой немаловажную роль играет также и расположение картины в жизненном пространстве приобретателя согласно учению Фэн-шуй. Художник на своём сайте демонстрирует не только картины, но и варианты дизайнерских решений создания благоприятной среды для медитации и самопознания.
Далее автор статьи, в силу своей компетенции искусствоведа и специалиста по квантовому искусству, даёт характеристики некоторым работам Анастасии Овсянниковой, которые представляют ярко выраженные стилевые направления изобразительного искусства и становятся характерными примерами авторского почерка художника.
Многие работы Анастасии близки по формальному признаку к интегрированной форме геометрической абстракции. Компоновка крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра, представлена на картине «Я есть во всём и всё есть во мне». Удачен композиционный переход квантового потока в материализацию профиля автора, о котором Анастасия пишет: «Это история о том, как в один момент я поняла и почувствовала абсолютное единение с Вселенной, со всеми мирами, со всеми энергиями!»
Картина «Тайные знаки» посвящена памяти Казимира Малевича. Сюжет представляет собой извилистую линию пути, сопровождаемую масонскими знаками и приводящую к квадрату окна – света, в которое вписан графический треугольник − буква «дельта» греческого алфавита с условным изображением Всевидящего ока Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков.
На полотне «Звёздная магия чисел» Анастасия, оставаясь в рамках неопластицизма, композиционно противопоставляет холодное рациональное пространство геометрических прямоугольников возбуждённому мерцанию восьмиконечных звёзд (напрашивается аналогия с Вифлеемской звездой), прописанных в разных масштабных соотношениях.
В яркой минималистской манере философского обобщения написана картина «Дорога к Славе». На ровном фоне бирюзового цвета художник сделал всего два мазка. Оба они натуралистически правдивы в своей небрежности и провалах красочного слоя по пути движения кисти. Один мазок цвета засохшей крови поднимается с нижней части холста и уходит в бесконечность за пределы верхней границы картины. Другой мазок выполнен оранжевым цветом, символизирующим полноту наслаждения жизнью. Он более широкий, но едва достигает трех четвертей высоты холста и… иссякает. Несомненно, это композиционная удача художника.
Женские образы написаны Анастасией в манере символизма. Силуэт взят в аспекте своей знаковости, наделён всей мифологической поэтикой, обобщён до эмблемы интимной привлекательности. На картине «Золотая женщина» живописная прядь медно-рыжих волос скрывает узнаваемые черты портрета, оставляя для обозрения лишь ярко накрашенные губы и утончённый овал подбородка. На другом полотне («Первозданные женщины») автор, оставляя место для фантазии зрителя, изображает экзотических граций, танцующих сквозь языки пламени ритуального костра. Расступается стихия морских волн, и по водной глади идёт «Современная Афродита» на одноименной картине Анастасии Овсянниковой. В своём мироощущении автор апеллирует к чувственному видению реальности, помогает зрителю посредством арт-терапии включить активное воображение, создаёт ассоциативные картины драматических ситуаций, порождает фантазийную символику − все то, что освобождает глубинные слои подсознания от вредных комплексов человеческих заблуждений и последствий кармы рода.
Идею формирования и наследования фамильных качеств рода Анастасия выражает средствами абстрактной живописи на картине «Древо». Художник пишет момент встречи и взаимопроникновения энергетических световых (цветовых) квантовых потоков, в которых всё же сохраняется автономия цветового окраса каждого из них, предопределяющая геномную фрактальность воспроизведения и становящаяся впоследствии основой ДНК родовых связей.
Процесс перехода квантового потока в материю художник выразил посредством символического рисунка формообразования первичной основы в виде ткани кожного покрова на картине «Связь с родом». «Цветовая гамма картины, соответствующая законам Фэн-шуй, активизирует энергию рода в пространстве», − пишет Анастасия в ремарке к данной картине.
Завершает тему рода картина «Веретено», олицетворяющая хитросплетение людских судеб в море возможных встреч и расставаний, представленное художником как кружево, которое создают Мойры, «вечные прядильщицы», древнегреческие богини судьбы.
Шокирующие колористические картины визионерского прозрения создаёт Анастасия на картинах «Золотая птица мира» и «Там, где встречаются земля и небо». Художник моделирует на холсте живописные «ауратические свечения» космических явлений. Работы выполнены в сложной технике «флюид фьюжн» (fluid fusion – плавление жидкости) с использованием акриловых красок, которые дают возможность автору управлять цветовыми потоками жидких ингредиентов в соответствии с замыслом художественной композиции непосредственно на плоскости загрунтованного холста.
К концептуальной главе «Изобилие» я бы отнёс работы «Райский сад», «Маки», «Пионы Любви». Цветы – есть проявление божественной гармонии в разнообразии цвета и пластике форм. Красота и рациональность природы в период цветения и зачатия новой жизни легли в основу возрождения и продолжения рода, нашли отражение в религиях многих этносов в процессах воскрешения, реинкарнации и познания кармической истины.
Анастасия также пишет общепринятые канонические знаки, наделяя их определёнными тональностями колористики в соответствии с учением Фэн-шуй, в котором учитывается локация картины относительно географических сторон света.
В картине «Золотые лучи Победы» на фактурной золотой ребристой поверхности нанесены два белых луча в форме буквы «V», которая считается символом победы или свободы. Это изображение, по мнению Анастасии, является посылом к упорному достижению намеченных целей и помещается в концептуальную главу «Успех». Традиционный эзотерический знак «Крылья Ангела» является медитативной настройкой для активации ощущений высоких энергий и вибрации квантового поля Вселенной, обретения чувства Защиты, Исцеления, Единения с миром и Любви.
Творческий путь Анастасии Овсянниковой является примером конвергенции (слияния) уникальных возможностей ультрасовременного нейропсихолога, обладающего знаниями современной медицины и аюрведы, древнейшей науки исцеления, с формированием профессионального художественного взгляда члена Евразийского художественного союза, который по-новому оценил сакральный, магический, психологический знак, как объект визуального искусства. Авторская деятельность художника по созданию картин «искусства с намерением», с интенцией, открыло новое направление миссионерской знаковой графики в изобразительном искусстве.
Пожелаем Анастасии Овсянниковой успеха и широкого признания в среде художественной общественности, критиков и коллег-художников.
Академик Европейской академии ЕАЕН (г. Ганновер, Германия),
Академик, Председатель Президиума художественного совета
Академии квантового искусства IAMAQ (г. Милан, Италия),
Заслуженный деятель искусств Европы,
Почётный доктор искусствоведения, профессор,
Руководитель экспертного Совета
Евразийского художественного союза (г. Москва, Россия),
Член редколлегии журнала «Русская галерея XXI век» Григорий Гинзбург