Раскрытие Гениальности в Семейном образовании:
https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/
---------------------------------------------------------
Представьте себе детей, которые выходят с занятия и берут в руки книгу по теме урока, полвечера читают запоем. А потом ещё маме пересказывают, что обсуждали, что рассказал педагог. Им интересно, им мало, они под впечатлением.
Или дети выходят с тяжелой репетиции, уставшие, и взахлеб обсуждают, как в следующий раз сделать лучше.
Или после вокала поют половину дня.
Я вспоминаю наш курс в универе, исторический факультет, и понимаю, что мы, казалось бы, замотивированные студенты, не случайно попавшие на свою специальность (был же конкурс, причём на мою специальность - скандинавистика - поступали почти одни медалисты) никогда не обсуждали то, что изучали на занятиях. Мы не выходили с горящими глазами с лекций (периодически интересных) и не шли в библиотеку за книгой по теме, чтобы узнать больше.
Это было ненормальным. Так сложилось, что обучение - то, чего хотелось избежать. Нормально было не хотеть идти в библиотеку.
Сначала мне казалось, что Сеня особенный. Ну, повезло, понимаете. Нет, не вундеркинд, читать научился в 7,7. Но увлекся историей ещё не умея читать и в шесть лет вполне отличал в кино винтовку «которой в фильме про Первую Мировую быть не должно, потому что её ещё не изобрели». И жадно слушал всего Чевостика по истории, потом уже Арзамас и прочее. Книги все по истории дома от корки до корки (смотрите наши книги по истории в вечных сторис, не пугайтесь, их много).
А в прошлом году я впервые купила Сене курсы и увидела других хоумскулеров на уроках, не в живую, в зуме. Но они после полутора часов занятия по строению клетки (без перерыва, карл!) ещё 20 минут вопросы задавали.
Младшие дети подтянулись следом. Они с упоением обсуждали прочитанное и клянчили лекции «как у Сени с Соловьёвым». Потом играли в то, что изучили. Или обсуждали. Или спустя пару дней задавали вопросы. Или спустя пару месяцев вспоминали дословно, что сказал педагог.
Не буду врать, я не стремилась к такому результату, я даже помыслить не могла, что такое возможно. Я просто хотела, чтобы у детей не погас интерес к изучению мира. И я делала всё, чтобы не погас. Да, при этом я НЕ ЗНАЛА, что надо делать. То есть - никакой рабочей методики, сплошной эксперимент.
И результат - дети, которым прикольно учиться. Нет, они не просят меня дать им поучиться. Они не называют процесс этим словом, они не разделяют жизнь и обучение, они просто так живут. Им ненужны оценки, и это прекрасно. Им достаточно того удовольствия, которое получают в процессе.
И здесь уже очевидно, что есть закономерность. Им одинаково прикольно играть в марки машин или в метафоры . В игрушки или в реконструкцию битв. В «загадай флаг» - когда загадывается флаг страны иназываются его цвета, а остальным надо отгадать страну. Они увлеченно обсуждают те темы, которые привычно скучны детям, потому что про обучение.
Мне всё это безумно нравится, и всё очень интересно. И у меня было море теорий, в чем фишка; я наблюдала за успешным опытом семейного образования и даже не-семейного, чтобы попробовать открыть секрет, что же работает. Я наблюдала так же за неудачными экспериментами с СО и просто читала простые истории родителей, которые недовольны обучением детей в школе. Меняла. Думала. Снова меняла. Обнаруживала, как стынет детский интерес или как разгорается.
В общем, я была мать-ехидна, которой как будто всё равно (пофиг), и она может себе позволить не выбирать проверенные методы (по скорочнению и ментальной арифметике, которые дают быстрый результат), а искать нечто большее, что не гарантирует поступление моего чада в лучший вуз за границей, но даёт горящие глаза прямо сейчас. Я почти сразу начала понимать, как не надо, но совсем не быстро заметила, что именно «работает».
Но я увидела эту закономерность, потому что «все счастливые семьи похожи». Среда? - спросит меня догадливый читатель.
И да - среда. Магическое слово, которое вообще ничего не объясняет. И вроде даже знаем, что она про увлеченных людей вокруг ребёнка. Про тех, кто читает книги. Кто любит своё дело. Про множество балалаек ровным слоем разложенных вокруг. И флейты. И фортепиано. Папа стругает в столярке. Мама малюет скетчи и бренчит на укулеле.
Автор статьи: Александра Чернявская.
Всё об особенном подходе в семейном образовании: страхи, мотивация, сдача аттестаций, среда самообучения в моём Инстаграмм.
Подписывайтесь: https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/
#семья #семейное образование #обучение детей #обучение онлайн #семейные отношения